От сердца – к холсту. Иконы, найденные в Салехарде, восстанавливают тобольские искусницы
Судьба пяти образов, излеченных строителями из стен купеческой усадьбы в Салехарде, в руках молодых специалистов иконописной школы Тобольска. Иконы, обнаруженные осенью прошлого года во время реставрации столетнего дома по улице Ламбиных, 1, таят в себе немало загадок – когда и кем они были написаны, почему их спрятали именно в доме Терентьевых, и как в храме могли оказаться иконы-двойники.
Лики святых под гнетом струбцин. Так надо – объясняют нам. Строительный инструмент стягивает между собой доски каркаса, целостность которого серьезно нарушена. Вид святынь плачевный, но видели и хуже, - успокаивает нас куратор процесса отец Виталий. Спасло изначальное качество работы - древесина крепкая хорошей породы, паволока добротная – не марлевая, а из настоящего холста.
Серьезный урон салехардским иконам нанесен не временем, а человеком во время извлечения их из тайника. Разбирая стены строители понятия не имели, что вместо досок выламывают святыни. Отсюда огромные утраченные фрагменты на каждом из пяти образов. У реставраторов впереди несколько этапов работы - зачистить древесину, восстановить утраченную паволоку, а затем наложить левкас до уровня красочного слоя. И только потом восстановление живописи. Еще в Салехарде перед транспортировкой на иконы наложили профилактическую проклейку, для того чтобы не разрушался изобразительный слой. Эта тончайшая папирусная бумага легко смывается. Но специалисты столкнулись с проблемой – на элементах с золочением не сохранилось лакового покрытия. Поэтому не рисковали и профзаклейку на такие места не наносили, чтобы не потерять краски.
«По крайней мере, с этими иконами мы с золотом вообще не работаем, только с красочным слоем. Укрепить, шелушения, вздутия. Здесь, конечно, плохо видно – «домиков» нет. Это когда изобразительный красочный слой встает ребром», - говорит Наталья Игнатович, иконописец-реставратор.
Наталья Игнатович одна из трех мастеров, работающих над салехардскими находками. Дело это доверили молодым специалистам, девушки в прошлом году окончили иконописную школу. Это их первая серьезная не студенческая работа. И пусть они не богаты годами, зато усердны, терпеливы и талантливы, заверила Марина Сафронова – искусствовед-консультант при мастерской.
Марина Сафронова в прошлом году была приглашена на Ямал, для экспертизы содержимого тайника. Тогда и датировали иконы концом 19 века. А вот с версией о принадлежности к ишимской иконописной школе, как предполагалось с самого начала, она не торопилась. И не напрасно. Просмотрены еще раз музейные фонды, архивы, собственные церковные собрания.
«Прямых аналогов этих икон по нюансам мы не нашли. В гипотезах фигурировало несколько центров, которые работали в такой стилистике в конце 19 начала 20 века – это Ишим, Тюмень, Екатеринбург, Тобольск. С течением времени все нити привели в Екатеринбург», - рассказывает Иерей Виталий Ведерников, заведующий иконописной школы при Тобольской духовной семинарии.
Иконы сделаны в мастерской Кожевникова в Екатеринбурге. Найдена переписка Богдан Богданыча, так на русский манер называли немца, официального епархиального архитектора Готлиба Цинке. Обдорянам иконостас обошелся тогда в 11 тысяч рублей. И свое прежнее место лики обязательно займут, как только засияют свежими красками и золотом.
Сусальное золото закупается книжецами - это тончайшие до прозрачности пластинки: 60 листов, а весят всего полтора грамма. Анна Сужская только учится работать с дорогим, но капризным материалом. Технику оттачивают сначала на бумаге. Для сцепления и дальнейшего нанесения нужен заячий клей, водка, крем для рук, зубной порошок.
Специалисты отмечают, что на обдорских иконах слой золочения достаточно толстый, сегодня уже редко встретишь такое богатой декорирование. Его восстановят, но не на всех ликах.
Заказчик принял решение – трем иконам вернуть первозданный вид, и они займут свое место в иконостасе салехардского храма. А на двух других - наиболее пострадавших, оставить следы бытования. В этом своя прелесть. Образы Господа Вседержителя и Богоматери как главные экспонаты дома-музея купца Терентьева будут напоминать о своей непростой, но интересной истории.
Выбор места реставрации и специалистов был предопределен. Тобольск – древнейший и крупнейший православный центр Сибири. А иконописная школа при Тобольской духовной семинарии - одна из сильнейших, она готовит иконописцев, реставраторов, специалистов в области церковного искусства. Свою квалификацию подтверждают давно в сотрудничестве с разными городами. На работу получено и благословление правящего архиерея Салехардской епархии – владыки Николая.