От классики до комиксов: почему мастера графики работают часто в стол и чем пугают мам черно-белые тона?

Неделя графики и рисунка в Салехарде – яркое событие, которое проходит в окружной столице уже в четвертый раз. От классики до комикса – работы современных петербургских и казахстанских художников дополняются салехардскими мастерами. Куратор проекта Дмитрий Фролов отметил, фестиваль стал узнаваемым. Многие успешные мастера предоставляют свои работы для участия в выставке заочно. Насколько востребовано сегодня творчество современных иллюстраторов и можно ли за пять минут создать произведение искусства, знает корреспондент vesti-yamal.ru Евгения Николаева.

Багетную мастерскую Окружного дома ремесел на один день заняла гостья из Санкт-Петербурга. Здесь студентам Ямальского многопрофильного колледжа она показывает интересную технику «монотипия» - или плоской печати, с помощью которой за пять минут можно создать произведение искусства.

«Здесь надо очень быстро думать, очень быстро рисовать и сразу же печатать. «Моно» – это один оттиск. Мы каждый раз делаем новую картинку и через новый прокат, единственно, что мы можем сделать сначала в позитиве, а потом в негативе», - рассказала Анатстасия Зыкина, художник, г. Санкт-Петербург.

На столе минимальный набор материалов: типографская краска, обычный строительный силиконовый валик, чистые листы бумаги, кусочки стекла, которые служат художникам трафаретом. На стекло накатывается слой краски, сверху лист, далее делается рисунок и только затем можно к станку.

«С данной техникой я знакомлюсь впервые, мне очень понравилось. Понравилось, что здесь можно самому нарисовать, действительно почувствовать и штрих, и линию, и как оно все передается через станок, через вот эти оттиски», - поделилась Евгения Санькова, студентка 3 курса живописи Ямальского многопрофильного колледжа.

«Многие виды графики они предполагают специальные станки, так называемый «офортный станок», но, к сожалению, у нас в колледже его нет. Это совершенно отдельное направление в искусстве, это надо по-другому обучать, привлекать специалистов», - сообщил Иван Грибанов, преподаватель Ямальского многопрофильного колледжа.

Сама же Анастасия предпочитает для работы офорт, литографию, шелкографию. Она сотрудничает с крупными изданиями. Последний заказ - книга Леонида Андреева «Иуда Искариот» напечатана тиражом 1200 экземпляров. Семьдесят из них были пронумерованы, и в каждую вшит оригинальный офорт с авторской подписью. Стоимость такой коллекционной книги — 17 тысяч рублей. Техника «монопития» не самая удобная для таких работ.

«Единственное, она не дает тиражности в отличие от других техник, когда ты сделал матрицу, работу, ты можешь потом экспериментировать в печати, то есть ты с одной и той доски ты можешь напечатать много разных оттисков», - уточнила Анатстасия Зыкина, художник, г. Санкт-Петербург.

«Монотипия» - это крупица всего многообразия мира графики. В этом убедились участники мастер-классов. Вокруг стола казахстанской художницы толпа наблюдателей, тех кто желает познакомиться с собственной техникой Ассоль Сас. Белый акрил и черная тушь - любимый инь и ян девушки – графика. Два абсолютно не совместимых материала она сумела поженить. Свет лепит форму, и подобно черно-белой фотографии, в работах Ассоль рождаются сложные персонажи, многослойные сюжеты.

«Так как эти два материала друг друга не любят. Вы видите тушь скатывается и через час-два пока она будет сохнуть, она даже слегка выбелится», - отметила Ассоль Сас, художник.

С самого детства Ассоль была убеждена, что хочет быть иллюстратором. Дом был полон книг, цветная печать в советские времена была сдержанной, поэтому на полках преобладали книги с черно-белыми иллюстрациями. Они и сформировали вкус художницы. Мечту не предала, вкусу не изменила. Но вот заказов на рисунок света - тень не так уж много.

«Пока у меня детских заказов таких не было, чтобы сказали мы хотим черно-белую графику. Во-первых боятся, что это не продастся, потому что покупают мамы и когда они видят черно-белые рисунки они думают, что их ребенок достоин лучшего», - поделилась Ассоль Сас, художник.

Ассоль Сас нравится быть зависимой от книг, смело заявляет - это настоящее мастерство — умело «вплетать» иллюстрации в сюжетную линию. 22 года девушка воспитывает любовь к своей графике, единственное на что иногда идет художница - фотошопит работы. Вводит два цвета. Пусть это скованно и сдержанно, но, по крайней мере не отталкивает покупателей. Между прочим, имя Ассоль Сас в числе 222 лучших молодых книжных иллюстраторов России.

«Мне было приятно, что работы Ассоль и я вдвойне был обрадован, что как раз вот эти иллюстрации представлены в нашем Музейно-выставочном комплексе имени Шемановского. Именно эти работы у жителей есть возможность увидеть в живьём и пообщаться с автором этих иллюстраций. Поэтому я у Ассоль попросил автограф, потому что я очень люблю книги и с автографом, они приобретают какую-то вторую жизнь», - рассказал Дмитрий Фролов, организатор фестиваля «Неделя графики и дизайна».

А вот ее коллега по цеху Вячеслав Люйко предпочитает для своих иллюстраций акварель и тушь. Нюансов здесь не меньше.

«Тушь любит, как и акварель, прозрачность, это же не гуашь и даже не сапожный крем».

Сначала размывается тушь и акварель, после обработка более насыщенным цветом. Его графика – это скорее подготовительный материал к живописным работам, своеобразная грунтовка перед тем, как перенести сюжет на более крупные полотна в масле.

«И те работы, которые я привез, из них только 2 из 16 являются иллюстрациями к книге, всё остальное я иллюстрирую собственные неизданным произведениям. Это работы, не привязанные к каким-либо книгам, ни к каким чужим историям. Это мои истории», - рассказал Вячеслав Люйко, художник.

Иллюстрация, по мнению художников, создает иную параллельную реальность. Непростая графическая картинка способна дополнить книжную историю автора, а порой и вовсе затмить текст. Главное соблюсти баланс. Изысканное искусство должно оставить след в памяти: об издании и его иллюстраторе. Не правда ли?

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика