Окружные выпускники ежегодно проходят кадровую сертификацию
Галина Анагуричи - учащаяся первого курса многопрофильного колледжа. На этом занятии она вместе с будущими коллегами учится делать внутримышечные инъекции. Через четыре года Галина станет дипломированным фельдшером и вернется в родной поселок Овгорт. В колледже ей нравится. «Образование - на высшем уровне. Здесь все есть для обучения и обучение бесплатное. Это один из самых важных плюсов», - говорит учащаяся 1 курса медицинского отделения ЯМК Анагуричи Галина.
В многопрофильном колледже учитывают специфику территории. Медики отправятся работать в сельских фельдшерско-акушерских пунктах. Артисты, художники, косторезы будут беречь, и возрождать культуру народов Севера. А педагоги кочевых школ смогут прямо в тундре обучать детей аборигенов. Директор колледжа уверен, что его ученики вполне конкурентоспособны на современном рынке труда. «Не хватает специалистов, у которых есть начальное и среднее профессиональное образование, и в этом очень большой дефицит. Колледжи как раз призваны, чтобы эту диспропорцию устранить. Очень много юристов, экономистов, а найти хорошего сантехника или резчика по дереву проблематично», - говорит директор Ямальского многопрофильного колледжа Трисорука Игорь.
В рамках стратегии развития округа до 2020 года образовательным учреждениям предложено внимательно следить за развитием ямальской экономики и ее кадровыми потребностями. Ямал примет активное участие в освоении Арктики, ему понадобятся специалисты для работы в новых условиях и с новыми технологиями. Существующая система образования к этому не готова. Но колледжи и училища уже нацелены на перспективу.
Профессия судоводитель становится все более актуальной. Уже сейчас трудоустройство выпускников ЯМК составляет 100 процентов. С открытием порта Саббета потребность в таких специалистах возрастет. В новом учебном году здесь начнут готовить техников-судоводителей. Студенты научатся управлять судами морского класса.
Ямал уже разделен на три научно-образовательных комплекса с центрами в городах Салехард, Тарко-Сале и Ноябрьск. В каждый комплекс входят несколько учреждений начального, среднего и высшего образования и заинтересованные предприятия. На севере округа нужны специалисты по добыче полезных ископаемых и этнотуризму, на востоке надо развивать сельское хозяйство и нефтегазовый комплекс, на юге – сферу ТЭКа и электроэнергетики. Кроме того, отдельным учебным заведениям поставлены дополнительные задачи - например, ямальскому многопрофильному. «По многим специальностям проводится подготовка, но мы им поручили за три года сделать проект, обустроить его и привести в штатный режим по подготовке кочевых учителей. Другому учреждению, мы поручили разработать систему ремесленничества, которого до сих пор у нас не было на Ямале», - отмечает директор департамента образования ЯНАО Ирина Сидорова.
Ноябрьск тоже стал экспериментальной профплощадкой. Программа “электронный колледж” стартовала там в 2011 году. Автоматизирован процесс управления, налажен электронный документооборот с партнерскими организациями. Учебники в электронной форме, вэбинары, семинары, разработка собственных обучающих материалов, и это далеко не полный список удобств виртуального колледжа. «3D-моделирование, 3D-прототипирование, создание макетов, не только виртуально, но и это можно вывести на каких-то твердых носителях. Мы закупили 3D-станки, которые помогают реализовать бизнес-проекты наших студентов, и тем самым развивая научно-техническое творчество молодежи», - рассказал заместитель директора Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий Яровенко Виталий.
Но главной темой совета стало все же качество образования. Существуют различные системы мониторинга. Можно оценивать уровень самих выпускников, отдельные программы, учреждения, сферу образования в целом. Но они все равно не дадут достоверной картины. Общественные рейтинги тоже могут быть субъективны. По мнению специалистов, эти показатели позволяют понять направление и перспективы развития. Но основным критерием качества кадров всегда будет спрос на рынке труда. «То есть мы хорошо учим, у нас шикарные помещения, шикарные преподаватели, но на выходе получается ли специалист, которого я сразу могу запустить в работу, или мне придется обучить его в корпоративном университете, да за свой счет?», - спрашивает генеральный директор агенства по контролю качества образования и развития карьеры из Анисимов Сергей (г.Москва).
13 процентов окружных выпускников ежегодно проходят кадровую сертификацию, поэтому вместе с дипломом они получают и реальное приглашение на работу. По мнению экспертов, работодателям необходимо тесней сотрудничать с учреждениями, чтобы учителя знали, как именно готовить будущих работников. Этот принцип нужно закрепить и на федеральном уровне. С крупными организациями, например из сферы ТЭКа, существуют соглашения. Малый и средний бизнес пока заявок не подает. «Вообще я бы формировал контингент системы профобразования исключительно по заказу работодателей. Потому что когда мы просто набираем детей без каких-то гарантированных перспектив и дальнейшего трудоустройства, это мы не только дезориентируем и выбрасываем на ветер годы их жизни, но мы еще и деньги выбрасываем, деньги налогоплательщиков», - говорит председатель Совета профессионально образования УрФО Кузнецов Александр.
В этой ситуации особенно интересен западный опыт, когда работодатель заранее вкладывает деньги в подготовку будущих сотрудников и следит за “своим” учеником с самого начала его обучения. Пока в округе подготовка кадров осуществляется в рамках регионального заказа. В 2012 году он составил 2 015 человек. Такой заказ позволяет несколько сократить выпуск невостребованных специалистов, ежегодно пополняющих центры занятости новыми безработными.