Обустройство зимников, или с какими трудностями столкнулись ямальские дорожники
Обустройство зимних дорог в округе можно считать завершенным. Для проезда открыты одна ледовая переправа и три из четырех автозимников. Уже завтра ожидается открытие последнего - “Аксарка – Салемал – Панаевск – Яр-Сале”. Его готовность накануне проверила специальная комиссия.
Именно с контрольно-пропускного пункта и начинается этот путь. Официально он пока закрыт, но въезд на дорогу усиленно контролируют уже с конца декабря. В помощь дежурным - видеокамеры и средства связи. Готовность пропускного пункта комиссия – в нее входят представители МЧС, Ямалавтодора и дирекции дорожного хозяйства - проверяет в первую очередь. Все нужные документы и спасательные средства тут в порядке.
Контролеры должны обследовать все 180 километров дороги. Они проверят дорожные знаки, направляющие вешки, состояние дорожного полотна, измерят толщину речного льда. Первая остановка – устье реки Аксар-Юган. Морозы в этом году дорожников не подвели. Река промерзла на 70 сантиметров. А на одном из участков – вообще до дна. Такого льда вполне достаточно для проезда техники до 15 тонн.
Однако высокая вода, теплая погода и множество торосов, оставшихся от ледостава не позволили вовремя выгнать на зимник даже легкую технику. «Знаки, вешки у нас установлены в полном объем. Сейчас приводим в соответствие полотно автозимника. Откроется он сначала только для полноприводных автомобилей», - прокомментировал Дмитрий Павлов, заместитель руководителя ГУП ЯНАО “Ямалавтодор”.
Рабочие “Ямалавтодора” практически завершили обустройство полотна на участке от Салемала до Панаевска. Работают пять единиц техники. Дорогу от Панаевска до Яр-Сале накатывает субподрядная организация, найденная в самый последний момент. «За семь лет моей работы мы в первый раз открываем после нового года. Неответственные попались люди, которые расторгли этот контракт в самый последний момент», - поясняет Эдуард Кухта, инженер отдела содержания и ремонта автомобильных дорог ГКУ “Дорожная дирекция ЯНАО”.
Зимники – особый мир, и пренебрегать его законами не стоит - опасно для жизни. Дорога “Аксарка-Яр-Сале” официально еще не открыта, но нетерпеливые жители поселков по ней уже ездят. Трудности им создают не только метель и свежевыпавший снег. «Кочки везде. Неровная дорога», - делает вывод житель поселка Яр-Сале Сергей.
На территории Ямала каждый год прокладываются 4 зимних автомобильных дороги. «Уренгой-Красноселькуп», «Салехард-Надым», «Лабытнанги – Мужи- Азовы-Теги» и «Аксарка-Салемал – Панаевск – Яр-Сале». Их общая протяжность - около тысячи километров, более 150 из них занимают ледовые переправы. Сейчас движение через Обь открыто для колесных машин массой до 15 тонн и гусеничных – до 26 тонн. Движение автомобилей категории “Д” с пассажирами здесь пока запрещено.
Проезд по трассе “Уренгой –Красноселькуп” открыт для всех видов транспортных средств массой до 25 тонн. «Техника у нас постоянно находится на зимнике. Он разбит на два участка. Первый - до речки Толька, и второй - от Тольки до Южно-Харампурского месторождения. Базировка находится на определенных километрах. В основном, на 102 километре. Там стоят балки, можно остановиться и попить чай, кому-то погреться в случае чего», - рассказывает Григорий Гинда, генеральный директор толькинского дорожно-строительного предприятия.
По автозимникам “Надым- Салехард” и “Лабытнанги – Мужи- Азовы-Теги” пускают полноприводный транспорт массой до 15 тонн. «Зимняя трасса Лабытнанги-Мужи-Азовы-Теги сдана в эксплуатацию 30 декабря. В ближайшее время будем открывать дорогу для всех видов транспорта. В связи с тем, что два дня бушевала метель, сейчас восстанавливаем проезд», - говорит Дмитрий Павлов, заместитель руководителя ГУП ЯНАО “Ямалавтодор”.
На данный момент дорога от Аксарки до Яр-Сале официально еще не открыта. Решение о ее состоянии контрольная комиссия обещает принять в самое ближайшее время. И возможно уже завтра для жителей обского побережья включат долгожданный “зеленый свет”.