Нужен ли Северу водный транспорт и где взять деньги на развитие судоходства?

Протяженность внутренних водных путей только на юге Тюменской области - более полутора тысяч километров. Они всегда были, и сегодня способны стать прекрасной альтернативой автомобильным и железным дорогам. Однако сейчас по воде доставляется лишь полтора процента всех грузов. Пассажирские перевозки этим видом транспорта в России за последние 30 лет сократились в 8 раз. Эти цифры и острая необходимость обеспечения стратегических проектов, развернутых на ямальском Севере, заставили тюменских депутатов собрать за одним столом всех, от кого зависит сегодня жизнеспособность отрасли.

За шокирующими цифрами, которые прозвучали в докладе председателя комитета по экономической политике и природопользованию, проблем столько, что решить их нереально даже за год. Если представить их в виде числителя, то в знаменателе каждой - острая нехватка денег. Самое крупное речное пароходство на территории Сибири эксплуатирует сегодня лишь половину своего флота. Причина проста - и ремонт и, тем более, строительство новых судов, без бюджетной поддержки ему уже не по карману.

«Построить новый корабль сегодня стоит бешеных денег – от ста миллионов и выше. Мы ежегодно вкладываем более 400 миллионов в обновление флота - это 20-30 единиц. Полностью заменить днище, а это 100-1500 квадратных метров ,обойдется в 20 миллионов. Построить такое же новое судно – 120 миллионов. Сегодня пароходство, являясь сезонным предприятием, не готово вкладывать такие деньги, даже имея на балансе три крупных завода - В Тюмени, в Тобольске и Омске», - пояснил Леонид Томаш, исполнительный директор АО «Обь - Иртышское речное пароходство».

Что говорить об эксплуатирующем предприятии, если даже регион-донор не может сегодня осилить госзаказ на строительство рефрижераторного судна для своих рыбаков.

«Не было у меня еще такого случая, чтоб Ямал взял и прекратил выполнение госконтракта по строительству несамоходного рефрижераторного судна. Это необходимо для малочисленных народов. Мне каждый день звонит руководитель предприятия, который беспокоится о том, что рыбаки ждут его», - рассказал Николай Брагин, директор предприятия «Тюменьсудокомплект».

Стоять на стапеле и ждать лучших времен корпус будущего судна не может, он вот-вот отправится «под нож». Точка невозврата уже пройдена. А минувшим летом транспортная прокуратура выносит решение о необходимости обновления - и транспортных средств, представляющих опасность, и плавучих причалов. 35 понтонов на территории обоих северных округов, поднадзорные речному регистру, должны быть заменены уже в этом году. Тюменские судостроители заверяют – для выполнения заказа есть все – опыт, готовые проекты, производственные мощности и желание. Осталось найти, кто оплатит заказ. Когда-то деньги выделялись по программе «Сотрудничество». Теперь в ее списке судостроения нет. Производственники робко намекают на перераспределение бюджета

«Нас поддерживать особо - не стоит. Поддерживать строительство судов ради того, чтобы просто строить - в этом нет смысла. Если и поддерживать, то те предприятия, которые занимаются транспортным процессом», - считает Игорь Добролюбов директор предприятия «Экспериментальная судоверфь».

О нехватке денег говорили и надзирающие органы. Единственный участник круглого стола, которому всего хватает – представитель системы образования. Тюменский колледж речного транспорта – одно из самых успешных учебных заведений. Его выпускники востребованы, колледж «упакован» самыми современными средствами обучения. Но и у него есть вопрос, который невозможно решить без участия законодателей. Для того, чтобы не было утечки кадров из отрасли, парламентариям следует внести поправки в графики обучения.

«Есть вопросы, когда ребята заканчивают в конце июня месяца, а навигация началась ещё в апреле – кадры уже укомплектованы на текущую навигацию. Ребята остаются без работы, а спустя год не все возвращаются в отрасль. Идет утечка кадров», - отмечает Тамара Шпак, директор Тюменского колледжа водного транспорта.

Несмотря на то, что в названии круглого стола есть не только проблемы, но и перспективы, его участники озвучили только проблемы. А есть ли у отрасли перспективы, они предоставили решать законодателям. Судя по всему – есть. И искать их надо за Полярным Кругом.

«Я думаю, что проект Ямал СПГ и Северный широтный ход, часть которого заключается в развитии северного морского пути, строительство порта Сабетта (уже знаменитого в мире и России), дадут новый толчок развитию водного транспорта. Если брать акваторию реки Обь, то прицел речников идет на осуществление заказов северных округов», - сказал Александр Ширикалов, депутат Тюменской областной Думы от ЯНАО.

Это была первая встреча «речников» с законодателями нового созыва. На круглом столе в Тюмени не было принято конкретных решений, не обозначены планы совместной работы. По сути дела, новых депутатов знакомили с отраслью, которая требует приоритетного внимания, поскольку действительно важна для экономики всего региона.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика