Ностальгия по графе «национальность». Права коренных народов Севера обсудили правозащитники со всей страны

Ямальский омбудсмен на этой неделе принимал гостей. Его коллеги из разных регионов страны приехали на Ямал, чтобы обсудить права человека. На Крайний Север летели неспроста. Заранее решили уделить особое внимание малым народам. Тундровики, большую часть своей жизни, проводящие вдали от цивилизации, порой не знают об элементарных правах. Но даже если знают, не всегда могут ими воспользоваться.

Работа Анатолия Сака - следить, чтобы ни один ямалец, независимо от его социального статуса, не был ущемлен в своих гражданских правах. Стиль его работы кабинетным не назовешь. Омбудсмен лично пробовал, чем кормят заключенных в одной из исправительных колоний поселка Харп. Как в России встречают проверяющих, ему хорошо известно. Сомнения Сака в том, что заключенных кормят так же, как гостей, вполне обоснованы. Из его доклада на Международной конференции по правам человека следует, что почти треть из трехсот обращений к омбудсмену были из исправительных колоний. «Чего скрывать есть жалобы на избиения, выбивания показаний - это касается следственных изоляторов. По всем этим обращениям я немедленно информирую прокурора округа. Они проводят проверку и докладывают мне», - поясняет уполномоченный по правам человека Анатолий Сак.

К участникам круглого стола обращается гость из Москвы, зампредседателя аппарата главного омбудсмена России. Он считает, что в законодательстве до сих пор не исправлена еще советская неразбериха с аборигенами Севера. Вот оленевод Павел. Его прописка в паспорте – не дом и не улица, а вся ямальская тундра. «Меня отправляли в Тюмень и там люди очень удивлялись. Фотографировали паспорт в нём ни прописки, ни дома», - рассказывает житель ямальской тундры Павел.

Прописка – еще цветочки. Кочевникам тундры все чаще приходится в судах доказывать свою национальность. И суды нередко отказываются признавать, например, ненца – ненцем. Нигде же не прописано, какие именно документы и физические доказательства нужны для подтверждения бессмертной для России «пятой графы». И это не юридический анекдот, национальность дает аборигену Севера право на серьезные социальные льготы. В последнее время получить статус представителя коренных малочисленных желают многие. «Это вопрос еще и образа жизни. Я бы сказал, что если человек этнически не принадлежащий к коренному народу ведет такой же образ жизни, такой же как представители коренного народа – он имеет право на тот же самый статус и на те же самые права», - говорит заместитель руководителя аппарата уполномоченного по правам человека в России Георгий Кунадзе.

Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае заявляет: «бумажных» прав у коренных северян немало. Только вот в реальности все намного скромнее. «Они далеко живут, а услуги муниципальные и государственные, которые мы оказываем нашим гражданам в больших городах они становятся недоступны для аборигенов. Такие, например, как медицинское обслуживание», - отметил уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае Семен Пальчин.

Сегодня на Ямале действуют около трехсон региональных законов, 40 из которых регулируют жизнь аборигенных народов. Анатолий Сак на посту окружного омбудсмена всего год. За это время хорошо изучил недостатки современной правовой системы. Чтобы найти разумный выход из ситуации, он и выступил инициатором конференции в Салехарде. Собрать за одним столом российских и зарубежных коллег – прекрасный способ обмена опытом. Выводы таких дискуссий должны стимулировать федеральных и местных законодателей к наведению должного порядка в своде законов. А простым гражданам остро необходим правовой ликбез. Юрий Зельников, например, оберегает права калужских граждан с 2003 года. В его штате 13 человек, у Сака, кстати, всего четверо. Методы юридического просвещения самые разные – лекции, листовки, брошюры, сайты, встречи со школьниками.

А вот наши соседи из Ненецкого округа, признают, что в защите прав человека за этот год ямальцы сделали гораздо больше, чем они за 7 лет правовой работы. Уполномоченный из Нарьян-Мара Татьяна Бадъян уже подготовила рекомендации своим законотворцам. По ее мнению, система образования на Ямале может служить образцом для северных территорий. Например, в деле сохранения аборигенных языков. «Учебники на ненецком у нас до сих пор переиздаются, как такового нового у нас нет. Эта практика только будет начинаться. Так же как и создание литературы на ненецком языке. Вы немного впереди идете. У вас и информационная среда шире. У вас есть учебные заведения, где можно получить профессии. Например традиционные профессии оленеводства. Мы же это только все начинаем», - говорит уполномоченный по правам человека в Ненецком автономном округе Татьяна Бадьян. «Одна из целей, для нас уполномоченных, обменяться мнениями. Законодательная база очень слабая у соседей, в отношении коренных малочисленных народов, у нас очень хорошая база. Буквально, на ходу меняемся докладами, базой и отдаем им туда работать», - сказал уполномоченный по правам человека в ЯНАО Анатолий Сак.

На конференцию со всей России были приглашены 18 омбудсменов, но приехать в Салехард смогли всего девять. На основании двух дневных встреч с коллегами, докладов и дискуссий Анатолий Сак подготовил свои рекомендации для властей. На днях этот документ будет направлен на рассмотрение губернатору округа.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика