Доразведка месторождений: оборудование, которое помогает добраться до каждого кубометра
Добраться до каждого кубометра. Прежде чем начинается промышленная эксплуатация того или иного месторождения, проделывается многолетняя кропотливая работа по его доразведки. С подробной детализацией определяются горизонты залегания и уточняются ореолы распространения, на разных глубинах подтверждаются категории ископаемого – где газ, а где конденсат. Распробовать все многовкусие такого «слоеного пирога» специалистам сейчас помогает современное оборудование. На северных границах Тамбейкой группы месторождений побывал Павел Разуваев.
Газ Тамбейского месторождения рвётся на волю. Впервые в России сейсморазведка углеводородных залежей и испытание гелогоразведочных скважин проводится на столь обширной площади.
«Это четыре тысячи квадратных километров. Если каждый квадрат разложить на километры, то это составляет сорок тысяч погонных километров. Это фактически длина экватора!», - отметил Ян Шарипов, генеральный директор компании «ТНГ-Групп».
Геологоразведчики уже увеличили подтверждённые запасы газа в три раза – до семи с лишним триллионов кубометров. В сутки они проезжают на вездеходах и проходят пешком десятки километров.
«При помощи спутников прибор принимает сигнал и показывает, где конкретно находится данный пикет, где точка или возбуждения или приёма», - показывает Юрий Боровиков, техник-топограф.
Уникальность этой сейсморазведки на Ямале – ещё и в сжатых сроках работ. На них отведено всего лишь три года. Поэтому нижние - юрские и верхние - сенонские залежи полезных ископаемых изучают одновременно.
«Мы заканчиваем первый этап доразведки месторождений. Пробурено восемнадцать скважин. Пять последних находятся в испытании. Открыто несколько новых залежей», - рассказывает Алексей Давыдов, генеральный директор компании «Газпром геологоразведка».
Раньше для исследований грунт взрывали. Сейчас легко обходятся без ущерба для земли. Предназначенная для этого специальная установка в переводе с французского называется «Странник». Впервые её использовали на Чаянде. Она не повреждает покров тундры при исследованиях. Плита опускается и даёт разряд, при котором получается такой виртуальный аналог взрыва. В итоге получается выяснить всю структуру земельного покрова – на многие метры.
Такой экологичный подход тундре – не навредит. А вот денег в ямальский бюджет – добавит. Только за прошлый год налоговые платежи «Газпрома» в казну региона выросли с пятидесяти пяти до шестидесяти двух миллиардов рублей.
«Вы слышите, как живёт непосредственно скважина! Недавно совсем разбуренная. Это то будущее, которое появится на Ямале в ближайшие годы», - подчеркнул Дмитрий Артюхов, губернатор ЯНАО
Разрабатывать Тамбейское месторождение «Газпром» планирует с 2026 года. И сейсморазведчики – спешат: им предстоит пробурить и испытать ещё три десятка самых северных в стране геологоразведочных скважин.