Настроения северян и находчивость предпринимателей: как и на чём сэкономить в кризис
Руководства к действию, как и на чём сэкономить в кризис, в виде электронных брошюр и приложений для смартфонов всё чаще встречаются в Интернете. Самые предприимчивые уже начали зарабатывать раздачей советов. Элементарные антикризисные меры лежат на поверхности.
Сократить расходы можно отказавшись от еженедельных развлечений, путешествий по экзотическим странам или дорогой брендовой одежды. Сложная экономическая ситуация – отличный повод расстаться с вредными привычками. Сигареты и алкоголь – сомнительные и недешевые удовольствия. Но, не всё так просто.
Открытый рынок Салехарда. 78 предпринимателей работают в торговых павильонах, ещё столько же ждут клиентов под открытым небом. После новогодних праздников над головой торговцев сгустились тучи. Декабрьский покупательский бум - теперь лишь воспоминание. Продать пару носков в день, и то удача.
«Женщина вчера подошла и спросила: «почем халат?», я говорю,- полторы тысячи. – «Да вы что, тут нас сокращают, а у вас цены такие!». А я тут причем? У меня какая цена была, такая и осталась»,- рассказывает предприниматель Наимат Гаджиева.
Возвращать к своим товарам интерес покупателей предприниматели намерены скидками - хоть какие-то деньги. Затраты на бизнес никто не отменял. Любовь показывает январские квитанции. На 33 квадрата её магазина детских вещей пришла платежка в 45 тысяч рублей. На 3 тысячи больше чем обычно, но есть и те, кому накинули десятку.
«Нас налогами не душат, нас душат арендой. Выходит, что за квадратный метр мы платим 1250 рублей. Вот, за кусок асфальта»,- объясняет Любовь Тымченко, предприниматель.
Андрей - менеджер одного из крупных столичных автомагазинов. Признается: автомобиль теперь – не просто необходимость, ещё и роскошь. Особенно иномарки.
«Машинное масло, которое не так давно стоило две тысячи рублей, сегодня стоит – четыре. Люди негодуют, спрашивают «почему так». Мы стараемся объяснить, что это всё экономические процессы, иначе никак. Стараемся, как можем, сдерживать цены»,- говорит Андрей.
И всё же полки с дорогим нынче импортом опустели. Покупатели обратили свой взор на отечественное. Антикризисное решение магазина – нижегородский тосол по 200 рублей. Распродаётся «на ура».
В 2015 году изменилась ситуация и на рынке недвижимости. Застройщики поднимают стоимость квадратного квартирного метра. Вторичный рынок тоже растет в цене. Однокомнатная квартира в столице Ямала уже стоит в среднем 4 миллиона 200 тысяч. Спрос на жилье у агентств недвижимости упал на 30 процентов. Объяснить кризис ли это или постновогодняя хандра, пока никто не берется.
«Сейчас люди стали меньше брать ипотеку. Заняли выжидательную позицию. По поводу того, что Правительство у нас, возможно, будут финансировать банки, чтобы ипотеку более дешевую сделать, это ещё не факт. Многие продавцы просто приостановили продажу»,- комментирует генеральный директор агентства недвижимости Евгений Рыбалкин.
Уменьшился спрос и на отдых. Но предприимчивые агентства без прибыли не останутся. Сориентировались на запросы клиентов. Экзотические Мальдивы ушли на второй план. Нарасхват сейчас народные туры - в Египет и Турцию. При желании, можно и сэкономить.
«Сейчас туроператоры предоставляют скидки по раннему бронированию, в том числе и на летние туры. Есть акции, специальные предложения»,- рассказал Вячеслав Антошечкин, директор салехардского туристического агентства.
Малым и средним предпринимателям государство подготовило целый комплекс поддерживающих мер – от налоговых каникул и пониженных ставок, до грантов и льготных кредитов. А что же люди? Простой уличный опрос помог уловить настроение и показал, что одни салехардцы изменение цен заметили, но особое значение этому не придали. Другие, как жительница Салехарда Алёна: «Стали себя ограничивать. Раньше можно было пойти в кино, сейчас мы этого уже не можем позволить. Товары первой необходимости приобретаем и всё». А житель города Магомед отнесся к вопросу философски: «Деньги – это уходящее – приходящее. Главное, чтобы людское не теряли».
Народное исследование продолжается в стенах городского ЗАГСа. На свадебных торжествах многие привыкли не скупиться. А как сейчас? Татьяна и Рафаэль день рождения своей семьи празднуют в лучших традициях. Разве что фото и видеосъемку взяли на себя не профессионалы, а друзья-любители.
«Фотографы у нас свои, ресторан есть, камера есть, все есть. Может не так сильно шикарно будет. Но для нас пойдет. Затраты не выросли. А что был кризис?»,- улыбаются молодожёны.
А это другие новобрачные Зухра и Артур. Свою свадьбу делают скромнее, но с национальным колоритом. Памятный день доверили снимать профессиональному фотографу. А на видео решили сэкономить. «Мы о кризисе вообще не думали. Да, действительно, пришлось урезать расходы – оператор и ещё что-то. Но мы особо и не планировали пышного торжества. Но оператора не из-за кризиса. Хотя он свою роль сыграл, так или иначе»,- говорят Зухра и Артур Хабибовы.
Времена меняются, и не замечать это пока удается разве что счастливым молодожёнам. Будничные радости жизни, вроде похода в кафе или кино, покупки нового гаджета постепенно становятся целым событием. Ценность таких моментов тоже вырастет. Хорошо это или плохо? Каждый решит сам.