Настоящее и будущее Сабетты. Об арктическом посёлке, который вырос до масштабов города
На этой неделе в Сабетте под председательством Дмитрия Рогозина прошло выездное заседание Госкомиссии по вопросам развития Арктики. На нем говорили в том числе о перспективах создания ямальской опорной зоны. В прошлом году 72 процента инвестиций в российской Арктике было сделано в ямальские проекты. Их общая сумма – больше триллиона рублей. О том, что сделано сегодня на Сабетте и что еще ждет поселок в ближайшем будущем?
Ямал встречает госкомиссию обильным снегом. Полчаса назад светило солнце. Привычная в этих широтах июньская погода. Сабетта не зря выбрана площадкой для стратегических арктических решений. В рекордные сроки она уже стала российским центром по производству сжиженного газа.
Завод даст стране 16 с половиной миллионов тонн сжиженного газа в год. Он, как конструктор, собирается из модулей. А газ, который еще не начали добывать, уже продан на 20 лет вперед.
«Гигантское сооружение, протянувшееся на 400 метров – это и есть первая технологическая линия. Если говорить образно, что такое линия сжижения, то она похожа на скелет рыбы. Хребет – это главная технологическая эстакада, на которую приходит газ на сжижение, а косточки – это разные технологические установки».
Население поселка возросло с 9 человек до 31 тысячи. Появился международный аэропорт, откуда летают регулярные рейсы в 5 городов России. А морской порт с грузовыми причалами и причалами для отгрузки СПГ – построен в рамках государственно-частного партнерства.
В ближайшее десятилетие морской порт Сабетта станет крупнейшим грузовым хабом в Арктике. А ямальские проекты наполнят северный морской путь. Только за счет строительства завода Ямал-СПГ за последние 5 лет грузопоток по северному морскому пути уже увеличился вдвое.
Грузопоток по севморпути можно довести до 70 миллионов тонн в год. И это только за счет Ямала - двух заводов СПГ – второй будет строиться на Гыдане - и транспортировке нефти с ближайших месторождений. А строительство железной дороги до Сабетты даст возможность многим предприятиям Урала выйти на новые рынки.
А сжиженный газ Ямала можно не только экспортировать, но и широко использовать внутри страны. Вице-премьер предложил сделать его основным топливом для судов и в машиностроении. Все нужно увязать в единый механизм: производство, навигацию, транспорт – наземный и морской, безопасность, социальные гарантии людям и, конечно, науку.
«К сожалению, если в целом говорить об Арктике, я считаю, что есть некоторое отставание по сравнению с освоением ресурсов нефти и газа и других полезных ископаемых. Наука готова к расширению масштабов исследований, но есть проблемы с финансами. К сожалению, в последнее время ежегодно у нас происходит секвестирование, не увеличение финансирование, а уменьшение. И этот очень негативный тренд, который надо переломить», - считает Василий Богоявленский, заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН.
Еще нужна стабильная связь. Мобильные операторы в Сабетту, например, зашли, позвонить можно, но вот с интернетом все сложно.
«Один из вопросов, который мы рассматриваем - это перспективное создание специальной группировки спутников, которая будет работать на так называемых высоки эллиптических орбитах и обеспечивать надежную связь здесь на севере России. Это важно для таких масштабных инфраструктурных проектов. Это потребует запуска трех отдельных спутников. Мы считаем, что это перспективное направление и РФ обязательно должна его реализовать, наше министерство выступает за реализацию этого проекта», - рассказал Николай Никифоров, министр связи и массовых коммуникаций РФ.
В Арктику пора заходить по-умному и не на время, а навсегда. Увязать интересы энергетиков, транспортников и промышленников - резюмируют на совещании президиума Госсовета. Концепцию госпрограммы по развитию опорных зон в Арктике представят Президенту. Всего их будет 8. Ямал среди них, вероятно, займет ключевую позицию.