На Ямале завершается пассажирская навигация: стоит ли сельским жителям запасаться продуктами
О продовольственной безопасности и о том, как успеть на последний паром и теплоход, читайте на vesti-yamal.ru
Продавец раскладывает на витрине приправы. Остальные полки пока полупустые, заполнят их на следующий день, когда разгрузят баржу с продуктами. У местного предпринимателя в селе четыре торговых точки, ассортимент широкий - от колбас и чая до кондитерских изделий. Чтобы завезти это всё в Яр-Сале, нужно изрядно потрудиться. Логистика более чем сложная: из Москвы и Кирова по железной дороге продукты доставляют в Лабытнанги, там их грузят на баржу и уже по воде отправляют в село. Случаются задержки - вагоны могут прийти не вовремя, а если на Оби штормит, то судну запрещено выходить в рейс.
Такой долгий маршрут, конечно, отражается на стоимости продуктов. Цены выше, чем в более доступных населенных пунктах, но в период бездорожья их не поднимают.
«Во-первых, в поселке достаточно большая конкуренция, во-вторых, у нас действует постановление губернатора № 100-П о предельных торговых надбавках на социально значимые группы товаров. Цены, в принципе, остаются стабильными, мы их не поднимаем, когда нет возможности привезти продукты», - отметил Евгений Кузуб, старший товаровед.
Эта баржа на пристани предпоследняя в сезоне навигации. Подготовку к предстоящей распутице, которая продлится не меньше двух месяцев, ярсалинские коммерсанты начинают по большой воде. Сначала склады заполняют тем, что долго не испортится: макаронами, крупами, консервами.
Уже осенью завозят новый урожай и продукты с коротким сроком годности. Кстати, к хранению товара здесь подходят с особой тщательностью. У предпринимателя свое овощехранилище, единственное подземное в селе. Там всегда сухо и постоянная температура воздуха от +2 до +5.
Сейчас здесь примерно 40 тонн овощей, на последней барже подвезут еще. Если лука хватит до весны, то капусту и морковку, в случае если они закончатся, будут завозить по зимнику уже после Нового года.
По соседству на пристани еще одно с виду обычное судно, но местные знают, что это плавмагазин. В Яр-Сале прибытие водного супермаркета всегда ждут с нетерпением. Здесь можно купить абсолютно всё: от колбасы до газонокосилки, от спецодежды до обоев и бытовой техники. Это второй и заключительный визит ГТМ-70 за навигацию. Судно из Омска раньше ходило только в южной части Ямала - крайней точкой был Питляр, в этом сезоне впервые расширили географию до райцентра.
«Есть такие районы, куда, в принципе, попасть невозможно, только по воздуху и реке, поэтому это востребовано. Также работаем по заказам: строительные материалы, мебель, работаем с местными индивидуальными предпринимателями, с муниципальными организациями», - сообщил Антон Дворный, директор плавмагазина.
Свои трюмы корабль пополняет в Приобье соседней Югры, дальше снова в путь - с юга на север. О том, что плавмагазин придет в село, пишут в соцсетях, постоянным клиентам делают смс-рассылку. Отсюда почти все выходят с коробками и объемными пакетами, запасаясь впрок. Александр с женой закупился мясом и молочкой. Несмотря на то, что ассортимента хватает и в местных магазинах, ходить в водный супермаркет - давняя привычка.
«В настоящее время стабильно, это раньше, в 90-х годах, не хватало продуктов, а сейчас нормально», - сказал Александр, житель с. Яр-Сале.
Сезон открытой воды подходит к концу, впереди у жителей отдаленных поселений несколько месяцев распутицы. Выехать из поселка можно будет только на вертолете. Местные жители давно привыкли к такому ритму жизни, главное - всё спланировать заранее. Это актуально и для предпринимателей, и для сельчан. Готовить сани летом здесь привыкли десятилетия назад, и то, что для многих кажется диковинкой, здесь обычная жизнь.