На Ямале чествуют работников морского и речного флота
О покорителях сибирских рек читайте на vesti-yamal.ru
Сегодня День работников морского и речного флота. Профессиональный праздник отмечается каждое первое воскресенье июля с 1980 года. Жизнь северян неразрывно связана с навигацией, особенно в отдаленных поселках. Теплоходами и баржами доставляются стройматериалы и топливо. Суровое арктическое лето не дает расслабляться флотским ни на миг, да и слишком оно короткое, поэтому праздник праздником, но никаких выходных. Тему продолжит Марина Михайлова.
Уже на днях 38-летний плавкран сможет работать на берегу Большой Оби в Новом Порту - выгружать стройматериалы и топливо. Специалисты Салехардского речного порта эту махину переквалифицировали в морской класс. Отремонтировали главный двигатель, полностью обновили электропривод крановой части, гидравлическую, вентиляционную системы, люки и фальшборты.
«Эта работа - образ жизни. Морские наши просторы, неограниченные места района плавания. Вся душа к нашей работе», - отметил Артем Миронов, командир плавкрана ПК-1630 № 8 Салехардского речного порта.
Если в пути или во время работы на плавкранах, баржах или теплоходах произойдут поломки, на помощь придет экипаж «Ярославца»: доставит ремонтный материал, сварщиков и электриков. Евгения Дудкова заманила в эту профессию северная романтика - на 24 года. Капитан, как никто другой, знает тонкости работы своего катера.
«Самое главное - это сердце корабля, это двигатель, это дизель. У нас стоит китайский дизель мощностью почти 190 лошадиных сил, 140 киловатт. Также, конечно, штурвал присутствует в работе, электрооборудование, компас для выхода в Обскую губу, рации стоят», - рассказал Евгений Дудков, капитан-механик служебно-разъездного теплохода БТ-164 Салехардского речного порта.
В рубке катера, который спроектировали еще в 1948 году, оборудование минимальное, и на первый взгляд кажется простым. Чего не скажешь о скоростном пассажирском судне глиссирующего типа - «Рем Вяхирев» за раз может перевезти до 130 человек. Сегодня он курсирует по маршруту Салехард - Аксарка - Салемал - Панаевск - Яр-Сале. Пассажиров здесь каждый раз добродушно встречает необычный проводник - пес по кличке Рем. 7 лет он неразлучен с капитаном Юрием Новичковым, который уже 26 лет продолжает дело своих родителей.
«Еще года не было, скажем так, уже в свою первую навигацию пошел. Вообще, всю жизнь, до 42 лет, по-моему, всего две навигации было, когда ни одного рейса не сходил», - сообщил Юрий Новичков, капитан теплохода А-145 «Рем Вяхирев».
Опытные речники передают свои знания новичкам. Впервые в этом году на Ямал приехал работать студент Тюменского колледжа транспортных технологий и сервиса Егор Лымарев. Через пару лет он собирается стать помощником механика.
«Как мотористы мы помогаем в машинном отделении механикам или в рулевке, а как матросы - на палубе: подаем и принимаем швартовые», - пояснил Егоров Лымарев, моторист-матрос теплохода А-145 «Рем Вяхирев».
Практикант уже успел понять, что такое сильный ветер. Качку, говорит, выдержал, а при шторме в рейс выходить не положено.
«Говорят, люди неделю не ездили в Яр-Сале, не могли попасть домой. Ну что ж, погода», - посетовал Эдуард Сэротэтто, житель с. Яр-Сале.
У северян из отдаленных поселков в этом году частенько рушатся планы на отпуск - из-за задержки судов опаздывают на самолеты. В Яр-Сале уже отменили три рейса. В Березово и Мужи часть маршрута сняли пять раз. В прошлом году такое происходило дважды, а в 2019-м работали четко по согласованному расписанию.
Недовольны этой навигацией жители Шурышкарского района. В райцентр запустили всего лишь 44-местные суда проекта КС-162 «Роман Ругин» и «Петр Хатанзеев». Теплоходы «Рем Вяхирев» и «Виктор Черномырдин» перевели на другие маршруты: Салехард - Новый Порт, Салехард - Питляр - Горки - Лопхари - Казым-Мыс и из ямальской столицы до Яр-Сале. Причину замены пояснили в профильном департаменте.
«Фактически суда у нас ежедневно курсировали, и не было возможности ни техническое обслуживание провести нормально, ни какие-то работы плановые организовать. Проблемы с поставкой запчастей. Такой режим работы для судов может быть фатальным, вплоть до выхода из эксплуатации», - прокомментировал Алексей Костогрыз, начальник отдела развития водного транспорта департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО.
В округе сегодня действуют девять межмуниципальных маршрутов и один межрегиональный. Несмотря на сложности и особенности работы на реке, флотские продолжают выполнять важную для Крайнего Севера задачу - обеспечивают жителей отдаленных поселков продуктами, топливом, стройматериалами и, конечно, перевозят отпускников. У ямальцев есть возможность путешествовать комфортно и безопасно.
Читайте также: Строительство терминала «Утренний» будет завершено в конце 2022 года