Мост через Обь: домыслы и правда. Почему строители вынуждены обращаться к науке?

Сначала мост через Керченский пролив в Крыму, а теперь через Обь между северными городами Салехард и Лабытнанги. С корабля на бал. Специалисты из Кирова в вечной мерзлоте еще не работали, но обещали использовать проверенные технологии и прислушиваться к мнению науки. Север хоть и поражает поначалу мощью и просторами, но присмотревшись, видишь его уязвимость и хрупкость. Взять тех же ученых, которые каждый год с помощью нехитрых приспособлений измеряют глубину протаивания. Для кого-то, может, несколько лишних сантиметров не более, чем случайность. А для науки повод задуматься – а так ли вечна мерзлота? Корреспондент vesti-yamal.ru Марина Ковалева размышляла вместе с учеными.

Щуп с трудом, но входит в глинистую землю. На глубине почти полтора метра упирается в вечную мерзлоту. Именно столько успело протаять за короткое северное лето.

«Дальше невозможно будет воткнуть. Мерзлота она как коренная порода. Когда она в мерзлом состоянии, она реально как камень», - рассказал Ярослав Камнев, старший научный сотрудник «Научного центра изучения Арктики».

Щуп и сантиметр – способ не новый, но проверенный и надежный. Именно такую методику используют и на Камчатке, и на Аляске, и на других мониторинговых площадках системы CALM.

Казалось бы, самая обычная, ничем не примечательная тундра. А на самом деле международная исследовательская площадка. Каждые 10 метров вбиты вот колышки, всего их 121 - это точки, в которых измеряется глубина сезонного протаивания вечной мерзлоты. И по всему миру целых 250 таких же площадок.

В мире эти исследования проводятся с девяностых. Площадка под Харпом существует третий год. Проект ведут студенты МГУ и ямальские ученые. А в этом году им помогают трое салехардских школьников. Попутно измеряют температуру почвы, переписывают растительность.

«Чтобы оценить глубину протаивания в зависимости от растительности и чтобы понять, какое количество тепла “съедается” этой растительностью. Чем больше тепла “съедают” растения, тем меньше будет оттаивание», - поделился Лев Кузякин, студент МГУ им. Ломоносова.

Кстати, площадка специально выбрана на границе опушки леса и тундры. Через какое-то время, предсказывают ученые, эта территория покроется деревьями. На планете становится теплее, а в Арктике процессы идут гораздо стремительней.

«Рядом находится воркутинская площадка, южнее у нас Надым, Уренгой. То есть мы даем картинку по Западной Сибири. Вот сегодня картинка по Западной Сибири говорит о том, что криолитозона, сезонный талый слой, он увеличивается более быстро, чем в Восточной Сибири», - сообщил Антон Синицкий, директор «Научного центра изучения Арктики».

Все это дает понять, насколько чутко ледовый панцирь земли реагирует на климат и чем вообще это все грозит. За 30 лет сезонное оттаивание подземного льда Западной Сибири увеличилось на 20 сантиметров, то есть изменилась несущая способность грунтов. Это важно не только для фундаментальной науки. Без таких данных в Арктике невозможно построить ни дом, ни дорогу, ни вот, к примеру, мост.

«Сейчас мы подготовили фронт работ для экспертов. Они будут сюда вешать датчики», - рассказал Евгений Репин, сварщик ПАО «Мостоотряд-46».

Слухи о многослойном дне в Оби, которое не позволяет построить мост в районе Салехарда, не подтвердились. Пять свай намертво встали на глубине пятидесяти трёх метров, ещё одна – не достигла и сорока.

«Собран испытательный стенд. На данном этапе уже проводятся статические испытания. Динамика уже проведена. В створе моста, выше по берегу, на участке вечной мерзлоты, тоже будут грунты испытываться», - сообщил Валерий Исаков, прораб ПАО «Мостоотряд-46».

Сваи в берег Оби заглубляют сначала с помощью вибропогружателя, а затем – гидромолота.

«Вот один из них – молот «JUNTTAN», который весит порядка 58 тонн и с ударной частью – 28 тонн – самый, наверное, серьёзный в семействе молотов», - поделился Иван Шашин, механик «Мостоотряд-46».

Кировские специалисты только в мае завершили строительство моста через Керченский пролив в Крыму. С вечной мерзлотой они ещё не сталкивались. Но технология мостовых переходов на Крайнем Севере уже давно разработана и успешно применяется по всему миру.

Салехард и Лабытнанги соединят мостом с четырнадцатью пролётами по сто семьдесят семь метров каждый - в итоге длина моста получится 2 километра 400 метров. Каждая опора будет стоять на десятках свай, погруженных в речное русло на глубину от тридцати до семидесяти метров. Придется считаться и с арктическими морозами.

«При минус сорока начнёшь поднимать – он рассыплется, лопнет просто!», - отметил Евгений Черрнышов, крановщик «Мостоотряд-46».

Сейчас строители готовятся к зиме. И планируют на лабытнангском берегу развернуть производство свайных труб и бетона. Результаты первых испытаний донных грунтов уже отправили учёным, которые и вынесут окончательный вердикт: как строить мост на Ямале?

«Мост в любом случае будет построен! Мост - будет! Хороший мост!»

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика