Мелководье и убитая дорога. Как они связаны и кто все исправит?
Сезонное мелководье вносит поправки в жизнь прибрежных северян. Гидрологи отмечают - в верховьях Оби уменьшается площадь водосбора, это сказывается и на низовьях. Доставка пассажиров до Яр-сале и Панаевска на этой неделе водой отменена, домой их возят вертолеты. Отразилась безводица и на строительстве дороги Салехард-Надым. Как - знает наш коррепсондетн Марина Пормина.
Дебаркадер сел на дно реки, судно, что привезло северян из Салехарда до Яр-сале подойти к нему уже не может. Ему на помощь спешит водометный КСК с неглубокой осадкой. Считанные минуты - и пассажиры высаживаются на берег.
«На Кс-ке поехали за пассажирами, потому что он сюда не может заехать, так как вода ушла полностью. Не полностью конечно, но воды нету. То, что вода уходит – рыбы нету. Сейчас вода прибудет и рыба появится», - говорит Николай Окотэтто, шкипер дебаркадера.
Но пока ветер воду не вернул. И пассажиры со среды пересели с теплоходов на вертолеты. Между тем, до закрытия навигации на этой линии катера должны были сделать еще около 10 рейсов. Одно судно за раз может перевести 120 человек, вертолет – 22. При этом цена билета по реке - 1,5 тысячи рублей, воздухом– 4700.
«Хоть конечно это дороже для пассажиров, я сегодня общался с теми, которые находятся в аэропорту и они с пониманием относятся. Хотел бы сказать спасибо жителям округа за понимание сложившейся ситуации. Мы надеемся, что поменяется ветер и вода придет в те малые реки», - сообщил Виталий Лагутин, директор дирекции транспорта Ямала.
Обмелела в этом году и Обь. Щебень для строительства дороги «Салехард-Надым» в последние 10 дней возят через Харсаим, а не Аксарку. Там река настолько обмелела, что суда не могут пристать к причалу. Из-за тяжелой техники, что возит щебень, подъезд к Харсаиму покрылся ямами и рытвинами, дорога стала похожа на стиральную доску.
С тем, что большегрузы сильно шумят, жители поселка привычно смирились. Но состояние дороги им не нравится все больше.
«А нам как ездить? Это просто невозможно, мне машину жалко. А не выезжать как? В МФЦ какие-то справки, в городе какие-то дела. Да на ту же заправку съездить невозможно. Едешь – плетешься», - говорит Эльвира Арабаджи, жительница поселка Харсаим.
У тех, кто занимается перегрузкой щебня, своя точка зрения.
«До этого еще хуже было. До того, как начали принимать щебень. И начали ездить, было еще хуже. Поверьте мне. Так что не надо сказки рассказывать», - говорит Сергей Соловьев, крановщик.
В начале лета подъезд к Харсаиму отсыпали щебнем и разровняли. Но трафик стройматериалов для трассы Салехард - Надым свел все это на нет. После первой жалобы сельчан компания-строитель честно прошлась грейдером по дороге. И обещает это делать периодически.
«Представители “Реском Тюмени” заверили, что когда будут вывозить оставшуюся часть щебенки, они полностью восстановят дорожное полотно. Приведут его в надлежащее состояние», - сообщил Алексей Филиппов, специалист администрации муниципального образования Аксарковское в п. Харсаим.
Безводица для ямальцев – испытание привычное. Гидрологи поясняют - весной и летом за счет снегового питания объем воды в Оби и притоках возрастал. Сейчас снега нет и ее уровень снижается. Мелководная осень неудобна для судоходства и спад воды может продолжиться.
Вот уже несколько дней на Ямале дожди. Синоптики обещают, что уже скоро они станут снегом. Так или иначе, проблему с мелководьем решит сама природа.