Люди отдельно, машины отдельно. Какие новшества готовит ямальцам навигация-2016
Больше воды – больше пассажиров. На этой неделе подведены итоги навигации-2015. И если по водным артериям округа северяне в этом году путешествовали чаще, нежели в прошлом, то вот в соседнее Приобье, судя по числу проданных билетов, ездили меньше. Отпуск оказался многим не по карману. Какие планы у речников на 2016 год?
Год подходит к завершению. Пора подводить итоги. Первыми за стол совещаний сели представители ямальского департамента транспорта и речных перевозок.
Навигация-2015 продлилась 152 дня. Воды было много и это, несомненно, облегчило работу речников. Пассажирский поток на Омск и в сторону Березово в этом году сократился. Почти 23 тысячи пассажиров, что на 25 процентов ниже показателей прошлого года. А вот, по местным ямальским направлениям количество пассажиров увеличилось на 7 процентов. «В данном случае рост числа перевезенных пассажиров обусловлен доступными ценами и увеличением количества рейсов с использованием скоростных судов нового строения А – 145», - пояснил директор ГКУ «Дирекция транспорта ЯНАО» Денис Редькин.
Принял первых пассажиров этим летом и новый речной вокзал в Салехарде. 3200 квадратных метров небывалого для Севера комфорта, причал способен принять 3 теплохода одновременно. Здесь даже точность башенных часов определяет интернет. Такого речного вокзала не сыскать во всем Уральском Федеральном округе. А вот вопрос рентабельности речных ворот древнего Обдорска лег на водные грузоперевозки.
«Если говорить о грузопотоке, как о перевозке грузов, то эту задачу сейчас Дмитрий Кобылкин поставил – рассматривать выход нашего акционерного общества на северные морские просторы. Это перевозки генеральных грузов на Сабетту. А далее выход на международный рынок. На Европу и Юго-Восток Азии», - сказал генеральный директор ОАО «Северречфлот» Сергей Шептун.
О пассажирских же грузоперевозках речные компании говорят с толикой печали. Например, по направлению «Салехард – Приобье» перевезено 5052 автомобиля, что на полтысячи меньше, чем в прошлом году. Северяне в этом году отпуск провели дома. Да и фуры со стройматериалами стали ходить реже. «На снижение объемов перевозок 2015 года сказался кризис. Строительство многих объектов в Салехарде заморожено. Из-за этого ушли многие крупные клиенты, с которыми в предыдущие годы были заключены договоры на грузоперевозку», - высказывается исполнительный директор ОАО «Иртышское пароходство» Айрат Чумарин.
На переправе «Салехард – Лабытнанги» в прошлом году работали 6 паромов, один находился в резерве. В эту летнюю навигацию по Оби пустили всего 5 паромов. Они выполнили 20 700 челночных рейсов. Было бы больше, если бы паромы были привязаны не к расписанию, а к потребностям людей. Которых было предостаточно. «Получали неоднократно звонки, что люди «против». Согласитесь, что когда паром заполнен и стоит с людьми на борту, и ждет времени своего отправления – это неправильно. Поэтому на этом совещании я предложил гибкую систему оперативного решения перевода с рейсовых расписаний по наполняемости», - говорит заместитель руководителя управления по флоту ООО «Реском - Тюмень» Михаил Лавонен.
Навигация 2016 может принести революционные изменения. Речь о так называемых «интермодальных» перевозках - машины отдельно, пассажиры отдельно. Для этого суда на воздушных подушках будут ходить круглый год. «Сейчас стоит вопрос о разделении перевозок. Переправлять людей не пароме, а на катере, может быть, это будут суда на воздушной подушке. Сейчас пришли предложения, которые рассматриваются. Обговорили мы с перевозчиками - они готовы высказать свое мнение по данному поводу. Это будет осуществляться не только в межсезонье, это вопрос и о летней перевозке в том числе», - отметил начальник отдела развития водного транспорта департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Алексей Костогрыз.
В летний период суда на воздушной «подушке» станут настоящим спасением для жителей Салехарда и Лабытанги. Сейчас все время в пути пешие пассажиры мерзнут на открытом воздухе, пока паром не доберется из пункта А в пункт Б. В 2016 транспортная экономика станет более рентабельной и жесткой. Пассажирский билет на внутренних речных направлениях подорожает в среднем на 10 процентов.