Кризис кризисом, а летать надо. Ямал продолжит субсидирование основных авиарейсов
Экономический кризис с каждым годом повышает стоимость пассажирских авиаперевозок и снижает их доступность для северян. Именно поэтому на Ямале будет продолжено субсидирование воздушного транспорта. Билеты на шесть межрегиональных и тридцать межмуниципальных маршрутов обойдутся пассажирам на 60-70 процентов дешевле их реальной стоимости. Около миллиарда рублей на погашение платежей по лизингу самолетного парка получит из окружной казны авиакомпания «Ямал».
Несмотря сложности с бюджетом, на Ямале все же сохранится субсидирование привычных авиамаршрутов. В аэропорту Салехарда такие меры, естественно, только приветствуют. Доступные билеты позволят удержать пассажирские перевозки на прежнем уровне, более того - планировать новые рейсы.
Перевозки пассажиров, груза, багажа и почты в регионе и за его пределами выполняют десять авиакомпаний. Постепенно расширяется и география полётов. Летом прямо из Салехарда можно будет долететь до Симферополя, Уфы, Новосибирска, Санкт-Петербурга.
За девять месяцев на субсидируемых маршрутах перевезены 148 тысяч человек. Из ямальских аэропортов отправлены 844 тысячи пассажиров. Автономный округ спонсирует шесть межрегиональных рейсов: «Надым – Москва», «Надым – Тюмень», «Ноябрьск – Москва», «Ноябрьск – Тюмень», «Тюмень – Толька» и «Тюмень – Тарко-Сале». Денежную поддержку получают и тридцать межмуниципальных маршрутов. Двадцать один из них обслуживается постоянно, а девять – резервные. Они выполняются в межсезонье, когда до отдалённых посёлков и на самом деле только вертолётом можно долететь.
Субсидии – это, в первую очередь, стоимость авиабилетов. Благодаря им, в зависимости от маршрута, пассажир оплачивает от 30 до 40 процентов себестоимости полета. Остальные 60-70 – это и есть субсидия. Не менее субсидий важна сегодня конкуренция между авиаперевозчиками. Компания S-7, например, ямальцам нравится. «Я люблю летать и люблю спать во время полёта! Хорошая посадка, хороший полёт получился», - делится впечатлениями один из пассажиров.
Миллиард двадцать пять миллионов рублей направят из бюджета региона в следующем году на субсидирование наиболее востребованных авиамаршрутов. И ещё около миллиарда рублей получит авиакомпания «Ямал». Дело в том, что ямальский авиаперевозчик старается использовать суда отечественного производства – Сухой-Суперджет. Иностранные авиалайнеры брать в аренду слишком уж дорого.
Сейчас на взлётно-посадочные полосы Тарко-Сале, Уренгоя и Тольки могут приземляться турбовинтовые самолёты и вертолёты всех типов. В связи с реконструкцией, аэропорт Красноселькупа с позапрошлого года работает в статусе посадочной площадки и принимает у себя только вертолёты. Не будем забывать и о ведомственных аэропортах. Их на Ямале три: Ямбург, Бованенково и Сабетта. И работают они, в основном, на вахтовиков. А вот аэропорты Нового Уренгоя, Надыма, Ноябрьска и Салехарда способны принимать воздушные суда всех типов. И почти в любую погоду. «На сегодняшний момент аэропорт оснащён современными машинами, у нас есть качественный химреагент, который мы используем при подготовке взлётно-посадочной полосы», - говорит Ильяс Насибулин, начальник аэродромной службы аэропорта «Салехард».
Да, цены на авиабилеты «кусаются» даже на субсидируемых маршрутах. При этом денег на такие субсидии каждый год требуется всё больше. «Естественно, сумма увеличивается из года в год из-за того, что у нас меняется экономическая ситуация в стране, меняется стоимость топлива, стоимость материалов. Соответственно, субсидии из года в год увеличиваются», - поясняет Анатолий Иванов, начальник управления транспорта департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО.
Быстро добраться до многих населённых пунктов Ямала все еще можно только по воздуху. Поэтому доступные пассажирские перевозки для округа – не роскошь, а простая неизбежность. Экономить на них начнут только тогда, когда Ямал достроит, наконец, все свои дороги.