Ковшом по нересту, как ножом по сердцу. Промышленникам – выгода, рыбакам – беда
Песок или рыба? На берегах реки Собь разгорается настоящий скандал. Излюбленное место для нереста драгоценных ямальских сиговых подвергается вандализму – так считают рыбаки. Дело в том, что на Соби действует месторождение песчано-гравийной смеси – совершенно официально, лицензией на разработку владеет Салехардский речпорт. По документам и результатам различных надзорных проверок добыча ископаемых ведется аккуратно и без ущерба природе. А вот на деле все не так радужно. Эта история, которая тянется не первый год, вообще напоминает детскую сказку. Помните, как два барана не хотели уступить друг другу дорогу, в итоге – оба утонули.
Директор рыбопромыслового предприятия «Святогор» Пётр Лясковский не зря переживает о судьбе реки Собь. Ведь здесь – древнейшие природные ясли для трёх десятков видов рыбы.
Прочищая грунт возле Катравожа, поначалу его вывозили туда, где он не мешал не реке, не людям. Но видать, лень-матушка, да желание сэкономить всё-таки взяли своё. И сейчас его складывают неподалеку от поселка, неподалёку, навряд ли задумываясь о последствиях.
А вот гравий уже не первый год лежит на берегу возле посёлка мёртвым грузом. По весне эти кучи смывает обратно в реку. Месторождение песчано-гравийной смеси «Катровожское» было открыто в восьмидесятых годах прошлого века. И сразу разгорелись нешуточные споры: что лучше – сохранить нетронутой нерестилища рыбы Полярного Урала или всё-таки добывать высококачественные песок да гравий? Дело дошло даже до так называемого восстания бударок, когда рыбачьи лодки перегородили реку и не позволили продолжать работы. Но в 2011 году Салехардский речной порт вновь получил лицензию на здешние недра.
«Уровень добычи у них составляет семь-восьмь тысяч кубических метров в год, что является очень незначительным нарушением целостности природного биоландшафта. В связи с достаточно большой интенсивностью течения в реке Собь, выработанные ими ямы замываются в течение зимнего периода. Поэтому нарушения нерестовых угодий не происходит. В ходе проверок, которые проводились в рамках надзора в отношении этой организации, каких-либо нарушений не выявлено», - прокомментировал начальник отдела лицензирования полезных ископаемых департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО.
Лицензию на добычу песко-гравийной смеси Речному порту продлили до 2019 года. И всё же вопрос о прекращении работ поднимается вновь. Причём, не только рыбаками посёлка Катравож. Со дня на день получит официальное разрешение на промышленную эксплуатацию Собский рыбоводный завод. Не пора ли, действительно, уже, наконец, раз и навсегда определиться, что для ямальцев важнее? Песок? Или рыба? Сергею Сязи, всю жизнь рыбачащему на Соби, от добычи гравия пользы, естественно, никакой.
Квоты по деликатесным сиговым рыбаки «Святогора» уже выбрали. План в 268 тонн перевыполнен. К сентябрю здесь добыли 315 тонн. Сейчас ловят так называемую чёрную рыбу: щуку, леща, налима. Морозильная камера предприятия рассчитана на сорок кубометров, и она – не простаивает. "Замораживаем мы в камере шоковой заморозки при минус 40 градусов. Потом, после этого рыба глазируется и складывается на хранение в основной холодильник, где минус 18 градусов», - говорит Юрий Шпак, приемщик биоресурсов ООО «Святогор».
До конца путины на предприятии рассчитывают добыть около 350 тонн рыбы. На этом здесь заработают около пятнадцати миллионов рублей. Только вот затраты – на организацию работы, содержание техники и зарплату – чуть ли не в три раза больше. «Мы живём только благодаря администрации округа, которая на сегодняшний день субсидирует нас. Мы являемся практически социальным предприятием. Обеспечиваем работой коренное население, которое живёт в Катровоже», - отмечает предприятия Петр Лясковский.
Комплекс мер по сохранению и воспроизводству рыбного избранного на Ямале уже начинает приносить первые положительные результаты. К сегодняшнему дню ямальские рыбаки опережают показатели прошлого года на одну тысячу триста тонн. Всего же, даже по самым осторожным прогнозам, на Ямале планируется добыть за год около девяти тысяч тонн живого серебра. Так может, пришло время задуматься и о более бережном отношении к реке Собь? «С одной стороны мы говорим о том, что у нас падают запасы водных биологических ресурсов. Строим заводы. А с другой стороны, тут же в этой речке ведётся добыча песка. Я считаю, что это неправильно. Мы должны сейчас, в первую очередь, обратить внимание на восполнение водных биоресурсов», - высказывает свою точку зрения Вячеслав Желудев, заместитель директора департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия ЯНАО.
В восьмидесятые годы в погоне за быстрой прибылью на Соби уже уничтожили несколько перекатов, на которых нерестились ямальские сиговые. В нынешнем столетии этого пока не допустили. Но стоит ли вообще ковшом землечерпалки влезать в ясли муксуна, пеляди, чира и ряпушки?