Кого и чем сегодня привлекает холодный российский Север. Итоги форума «Арктика – территория диалога»

О главном событии уходящей недели будут говорить еще долго не только в России, но и далеко за ее пределами. «Арктика – территория диалога» - международный форум в Архангельске собрал гостей со всего света. Им было, о чем поговорить. Крайний Север планеты становится ее главной надеждой и привлекают к себе все большее внимание человечества. Основной темой форума стали гуманитарные проблемы арктических территорий, напрямую связанные с перспективами развития их промышленной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Здесь звучит русская, английская, китайская и даже индийская речь. Форум в Архангельске собрал 2,5 тысяч участников из 13 стран мира. Это в 2, а то и в 3 раза больше, чем планировалось изначально. Среди гостей - 3 президента и 9 министров иностранных дел. И эти цифры, и сама обстановка вокруг показывают, насколько актуальна сегодня в мире ситуация в Арктике. Главная тема этого форума – благополучие человека в краю вечной мерзлоты.

«Желание человека ехать в Арктику и навсегда связать с ней свою судьбу - будет наилучшим показателем эффективности всей нашей общей деятельности. Это намного важнее, чем любые финансово-экономические показатели. Через консолидацию сил, обмен опытом и технологиями, Арктика из Края земли превратится в привлекательную территорию для жизни и труда», - отметил Дмитрий Рогозин, зампредседателя Правительства РФ.

В арктической зоне, а это 60 процентов территории России, проживает всего 2 миллиона человек. Чтобы им было комфортно, нужно нормальное жилье, всесезонные дороги, транспорт, рабочие места, вся социальная инфраструктура и, разумеется, чистая природа вокруг. Все это заложено в госпрограмме по формированию опорных зон в Арктике. Всего их 8 – по одной в каждом субъекте Федерации, от Кольского полуострова до Чукотки.

Архангельск находится на 230 километров южнее Полярного круга, а зимой здесь температура редко опускается ниже -35. Между тем, город претендует на звание ворот всей российской Арктики. Как минимум, за свои исторические заслуги. Именно здесь еще в 16 веке был основан первый морской порт страны.

За последние годы грузооборот в портах города снизился вдвое, за прошлый год - всего три миллиона тонн. Все изменится, надеются местные власти, когда в регионе стартуют два проекта: железная дорога «Белкомур» и морской порт «Северный» на Белом море. Тем более, что промышленный потенциал территории огромен: не так давно тут начали добывать алмазы.

«Совершенно недавно один из самых крупных алмазов - более 181 каратов, был добыт на месторождении Гриба, и он, действительно, является таким светочем. И это правильно, что проект был здесь запущен», - считает Игорь Орлов, Губернатор Архангельской области.

Архангельск - дело серьезное, но еще одни «Ворота Арктики» уже существуют, и находятся они на Ямале. Так называют Новопортовское месторождение и его терминал по отгрузке нефти. Проект «Газпромнефти» уникален и с точки зрения технологий, и скорости обустройства, и заботы об экосистеме. Посвященная ему экспозиция - в центре выставки, развернувшейся на форуме.

«Физически мы появились на месторождении в начале 2012 года. Сегодня у нас заканчивается март 2017 года, мы добыли 4,5 миллиона тонн нефти. Вчера мы отправили 228 танкер в сторону Мурманска. Темпы реализации проекта передовые для нефтяной отрасли», - отмечает первый заместитель гендиректора ООО «Газпромнефть - Ямал» Сергей Девятьяров.

Точно также в реальности будет выглядеть побережье Таймыра к 2019 году. «Восток-Уголь» строит первый в России глубоководный арктический морской порт. До конца года этот классический энергоноситель отправится покупателям по северным морям.

«Мы рассчитываем за 5-6 лет нарастить добычу до 30 миллионов тонн - это выручка свыше 3 миллиардов долларов», - делится планами президент группы «Аллтек» Дмитрий Босов.

Инвестиции в «Чайку» составят 100 миллионов долларов. Это много, но не сравнимо с проектами Ямала. Округ по-прежнему остается инвестиционным лидером. В прошлом году сумма вложений в его проекты превысила триллион рублей.

«Ни в коем случае нельзя этот темп терять, и для этого нужны меры господдержки. Мы убеждены, что основной и самой эффективной мерой, будет являться содействие в развитии инфраструктуры», - считает Дмитрий Артюхов, заместитель Губернатора ЯНАО.

Министр транспорта Соколов на личной встрече с Губернатором Ямала подтвердил – правительство поддерживает один из самых масштабных проектов, значение которого давно вышло за границы региона.

«Северный широтный ход – это один из самых эффективных и стратегических проектов в развитии транспортной системы РФ. Сейчас мы завершаем разработку окончательной финансовой модели, и я полагаю, что у нас есть все шансы уже в текущем 2017 году начать практически работы по его реализации», - сказал Максим Соколов, министр транспорта РФ.

Для Ямала, кстати, форум стал не только диалоговой площадкой, а местом вполне конкретных решений. Вместе с 4 северными регионами и агентством по делам национальностей подписано соглашение о дошкольном образовании коренных жителей. А Роснедра передали региону ряд полномочий, в том числе, выдачу лицензий и разрешений на строительство. Следующее большое совещание по Арктике пройдет на Ямале. «В июне мы проведем по инициативе Рогозина Дмитрия Олеговича выездную государственную арктическую комиссию в Сабетте, на площадке завода Ямал-СПГ - это та точка роста, которая сегодня значительно увеличивает потоки по Северному морскому пути. Мы давно реализуем уже проекты не в рамках региона, а на государственном уровне, которые требуют особой поддержки государства», - отметил Дмитрий Кобылкин, Губернатор ЯНАО.

В ближайшие годы загрузку Севморпути Россия планирует увеличить, как минимум, в 8 раз. Выступая на пленарном заседании, Президент РФ Владимир Путин поручил создать специальную структуру, которая займется развитием главной судоходной магистрали Севера. «Изменение ледовой обстановки, появление новых современных судов, делает его практически круглогодичной артерией. Во всяком случае, в ближайшее время, уверен, так и произойдет, причем, эффективно и надежно – это огромный потенциал для российской и для глобальной экономики. Я уже поручил Правительство проработать вопрос создания отдельной структуры, ответственной за комплексное развитие Северного морского пути и прилегающих опорных территорий», - подчеркнул глава государства.

Передвижение по Ледовитому океану невозможно без ледокольного флота. Сейчас грузовым кораблям пробивают дорогу всего 4 ледокола. Их график расписан по 4 главным заказчикам – Сабетте, «Газпромнефти» в Новом Порту, Норильскому никелю и компании «Восток - Уголь».

«В рамках госпроекта по социально-экономическому развитию арктической зоны, там 8 опорных зон, но все они строятся на то, что будет хорошо работать арктическая транспортная система, поэтому с приходом новых, три из четырех будет выведено из эксплуатации. Мы фактически больше проектов не сможем поддерживать, поэтому вопрос дальнейшего строительства ледоколов - он сегодня один из важнейших», - высказывается Вячеслав Рукша, генеральный директор ФГУП «Атомфлот».

Транспорт Арктики – это не только корабли. Сообщение между населенными пунктами чаще всего проходит по воздуху. «Вертолеты России» привезли в Архангельск свою новую разработку – МИ-8, модифицированный для экстремального климата. Заводится с полуоборота при -50, уверяют создатели. Чтобы люди смогли летать по Северу с комфортом, компания предлагает принять отдельную госпрограмму.

«Мы разрабатываем меры государственной поддержки. Это аналог постановления, который распространяется на самолеты, суперджет, точно такие же меры поддержки мы планируем осуществить в 2017 году, они будут подписаны правительством и распространяться на вертолеты, которые мы представляем на гражданском секторе продаж», - говорит Дмитрий Сергеев, советник генерального директора холдинга «Вертолеты России».

Одной из самой важной на форуме - остается тема экологии. За последние несколько лет больше 50 тысяч бочек из-под ядовитого топлива было вывезено с Архипелага Новая Земля и, конечно, острова Белый. С этого года в Арктике будут расширен список особо охраняемых территорий.

«Я вам могу сказать на примере соседней Мурманской области. На сегодняшний день 18 процентов данной территории – это особо охраняемые природные территории или национальные парки. Это много. Представляете, 18 процентов территории является особо охраняемой с соответствующим природным режимом. Я уверен, что нацпарков в России будет создаваться больше, в этом году будет открыто 7 новых национальных парков на территории РФ», - сказал Сергей Иванов, специальный представитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.

Маленькая Христина зазывает к столу участников форума. В арктическом меню - ямальская строганина, саамский суп, якутская «индигирка» и сладкие блинчики с оленьей кровью. Стойбище устроено прямо у здания местного университета. Молодых оленеводов объединила не большая политика, а традиционная кухня.

«Мы приехали сюда, потому что хотели бы рассказать о широком спектре наших блюд, но в то же время, здесь собрались разные народы, и мы можем учиться друг у друга, нам это интересно», - считает оленевод из Норвегии Йохан Гауп.

«Арктика – территория диалога. Смогла уберечь себя от санкций и конфликтов. Разногласия есть, но, важно, что они решаются мирным путем. Возможно, отсюда, с холодного края, и начнется потепление в отношениях России и Запада», - подводя итоги форума пожелал Дмитрий Рогозин.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика