Когда затянутся льдом транспортные артерии Ямала? Как арктический флот готовится к зиме
На этой неделе на Ямал заглянула зима. Но как-то неуверенно. Последние дни октября – а снега нет. Непривычно. Но не везде такая картина. Вот кадры из Пуровского района – поселок Уренгой замело буквально за ночь. К такой ситуации дорожники готовы не были – на уборку вышли с опозданием, что, конечно, не обрадовало водителей и пешеходов. А в Новом Уренгое – ажиотаж на станциях техобслуживания: скользкие улицы застали автовладельцев врасплох – до последнего не верили, что снег все-таки пойдет. Затяжная осень в этом году удивляет и речников – между Салехардом и Лабытнангами до сих пор курсируют паромы. Но морозы не за горами, и зима будет – уж в этом северянам сомневаться не приходится. Как встречают эту суровую хозяйку Севера на ямальских берегах?
Жители дальних провинций Ямала зимой не замерзнут. За короткое северное лето речники доставили в поселки все, что нужно, а самое главное – дрова, уголь и нефтепродукты. Этим же летом теплоходы перевезли по водным дорогам округа более 60 тысяч пассажиров. Флотские Ямала потрудились на славу, и перед самым концом навигации приводят в порядок места своей работы.
С тех пор, как побелели берега, в свои порты уже ушел почти весь ямальский флот. Перед тем как поставить теплоход на стоянку, его состояние тщательно проверяют – ищут неполадки в двигателях, осматривают все детали и механизмы. Все это необходимо для большого весеннего судоремонта.
«Таких хронических проблем по судам нет. Мы же прекрасно понимаем, есть аварийные ситуации, когда что-то сломалось, и надо чинить. Есть техническое обслуживание, когда заранее нужен ремонт, чтобы следующую навигацию отработать без проблем», - рассказал Андрей Антропов Главный инженер ОАО «Салехардский речной порт».
Проверенные суда ведут на зимние стойбища мощные тягачи. Теплоходы поставят поближе к берегу, чтобы весной их легче было ремонтировать и освобождать из льда. Неподалеку от самостоятельных судов паркуют несамоходные. Весь флот расставляют так, чтобы в будущем он не мешал ледоходу. На реке остаются только дежурные суда - на всякий северный случай.
«Впереди еще постановка судов в ледовой обстановке, сейчас погода благоприятствует. Это - аномальное явление. Даже ни льдинки нет на реке. Поэтому несколько теплоходов держим», - Владимир Дорофеев директор по эксплуатации ОАО «Салехардский речной порт»
Погода-2016 преподносит северянам сюрприз за сюрпризом. На востоке округа реки уже подо льдом, а на Полуе и Оби все еще чисто. И паромы пока ходят без всяких препятствий. В прошлые годы переправу точно закрывали к двадцатым числам октября, сейчас она работает, как ни в чем ни бывало.
«На Реке Обь, с учетом теплой погоды в Ханты-Мансийском автономном округе, ожидаем ледостав в первую, с переходом на вторую, декаду ноября», - сказал Вадим Оревков, Начальник «Центра гидрометеорологии мониторинга окружающей среды ЯНАО»
Когда появится первый лед и движение будет затруднено, на воду выведут мощные речные толкачи. Они помогут завершить завоз в Салехард продуктов и стройматериалов на период распутицы. С первого ноября транспортники будут постоянно следить за обстановкой на Оби, чтобы переправа работала как можно дольше.
Как только Обь замерзнет, и рабочие уберут торосы - на реку выйдут воздушные подушки. В это межсезонье будет работать два вездехода. Третий, к сожалению, сломался и восстановлению не подлежит. Тем не менее, по словам специалистов - имеющихся судов хватит, чтобы справится со всем пассажирским потоком.
Пассажирские вездеходы будут ходить до тех пор, пока на Оби не подготовят автомобильную трассу. К этому транспортники уже готовы. Готовы они и к строительству зимников. Вся спецтехника, - а это 240 машин, - может хоть сейчас приступить к работе.
Навигация - 2016 началась на неделю раньше прошлогодней, и все никак не кончается. А долгая осень в этих широтах одновременно и хороша, и неудобна. Ведь без морозов Ямалу никак – именно от них зависят сроки открытия зимних дорог, главных транспортных артерий нашей долгой зимы.