О работе тех, от кого зависит будущее России
Топливные ресурсы обеспечивают энергией не только всю промышленность любой страны мира, но и практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Как сегодня работают специалисты Северо-Уренгойского месторождения.
Северо-Уренгойское месторождение. Первый газоконденсатный промысел общества «Нортгаз» или как еще его называют «Западный купол». Здесь с 2001 года добывают природный газ и конденсат, готовят их к транспортировке. Неподалеку есть и второй промысел.
«На Восточном куполе, который расположен в 36 км. отсюда, сейчас идут пуско-наладочные работы ДКС, трех агрегатов. Вот летом в июне был первый пуск», - говорит Борис Нефёдов, заместитель начальника промысла.
Почти все оборудование промысла — под открытым небом, то, что непременно должно быть в тепле, — находится в помещениях.
Сильный шум — от насосов - они качают конденсат - в сутки его здесь получают 2 тысячи тонн, уже в товарном виде. Первичная переработка — это начальный этап к дальнейшей транспортировке.
Чтобы не было утечек, оборудование осматривают каждые два часа. Наши экскурсоводы — мастера Рафаэль и Андрей. По их словам, весь технологический процесс на объекте высокоавтоматизированный. Поэтому мало кто расхаживает по промыслу.
И это только со стороны — скупые цифры, на самом деле в них - полная картина технологического процесса. Температура, давление конденсата и газа, на первом и втором промыслах, а также их расходы. Эти данные четко передаются каждый час. И так десятки лет.
Накануне профессионального праздника на промысле вспыхнул новый факел. Если старый с трудом зажигали с ракетницы, то этот с электрическим розжигом. Его назначение: сжигать углеводородный газ при аварийных ситуациях. Но таких здесь не бывает. Не допускают.
Самый большой аппарат объекта, где происходит деэтанизация конденсата, то есть от него отделяется природный газ, этот основной, многоступенчатый и очень сложный процесс, и происходит вот в этой колонне, которая выше десятиэтажного дома.
Одна из самых опасных точек — технологическая печь для подогрева потоков, проходящих по установке деэтанизации, здесь идет открытое горение газа, около 300 градусов. И все же высокая защита обеспечена — оборудование модернизировано.
Контролем занимаются в лаборатории промысла. С одной стороны, многолетняя работа по ГОСТу, без ошибок. С другой, трепетное, почти романтичное отношение к материалу. Так вода из скважин для них агрессивная, содержит практически всю таблицу Менделеева. А нестабильный конденсат имеет вздорный характер.
«А стабильный - он более спокойный, но все равно нужно быть очень осторожным», - сказала Татьяна Зиначева, лаборант химического анализа 5 разряда ЗАО «Нортгаз»
«С ними нужно договариваться, а где-то держать в подчинении», - пояснила Наталья Зудина, инженер 1 категории химико-аналитической лаборатории ЗАО «Нортгаз».
Лаборанты с гордостью показывают изобретение коллеги — механика Николая Силилюкина. Раньше газ в хронометр подавали вручную, теперь при помощи устройства. Кстати, на предприятии всегда поддерживают новые идеи, рационализаторские предложения. И это привлекает сюда грамотных специалистов. Плюс достойная зарплата и постоянный процесс модернизации.
«Во многих отраслях даже не знают, что есть такое оборудование - все новейшие разработки, все новейшие технологии, программное обеспечение в нашей отрасли апробируются, устанавливаются и эксплуатируются», - говорит Александр Букеев, инженер по эксплуатации теплотехнического оборудования ЗАО «Нортгаз».
И все же, на первом месте в нефтегазодобывающей отрасли не железо, а они - газодобытчики, надежные люди. Они много трудятся, берегут тундру. От успеха этих людей зависит и будущее страны.