Как и чему учатся ямальцы сегодня и за что благодарят своих наставников
Быть учителем – это сложно. Быть достойным учителем – еще сложнее. Все дети разные, но учить их надо одинаково хорошо. Давать знания не только академические, но и жизненные. Таких учителей мы помним всю жизнь, и вспоминаем с благодарностью. Это они объясняли сложный материал доступно и интересно. Это они терпеливо беседовали с нами о том, что такое хорошо и что такое плохо, не убегая после уроков по своим делам.
Настоящие учителя помогали нам найти себя, прислушивались к нашим интересам и стремлениям. Профессиональный праздник педагогов – еще один повод сказать им «спасибо». О том, как взрослел и учился Ямал последние десятилетия, как менялись условия, оставляя неизменными главные учительские принципы – терпение и любовь.
Новый Уренгой, 1976 год. Никто и не мечтает о строительстве детсада или школы. Считалось, что мальчишки и девчонки в поселке «не водятся». Вызов на Север родителям оформляли при жестком условии: никаких детей. Но их привозили, несмотря на все запреты. И строить детсад все же пришлось. А к 1 сентября вдруг выяснилось, что завелись еще и школьники. Здание поделили – одно на всех. Так началась история 1-й школы, да и всей системы образования Нового Уренгоя. Среди первых учениц была Ирина Пищук. Дорогу к знаниям для тогдашних ребят широкой не назвал бы никто.
«Зима была очень суровая. Тогда разморозило почти пол поселка и в том числе и школу. Мы десятиклассники сидели в шубах, в валенках и в рукавчиках, но нам нужно было сидеть, потому что мы знали: у нас выпускные экзамены на носу и нельзя было прерывать обучение», - говорит Ирина Пищук, житель г. Новый Уренгой.
За эти годы ямальские школы изменились до неузнаваемости. Еще в 2010 году половина учреждений образования округа размещалась в деревянных зданиях. За пять лет объем капвложений в эту сферу составил 19 миллиардов рублей. Построено более 40 современных объектов, «начинке» которых позавидуют в любом регионе страны.
Урок химии в многопрофильном лицее Муравленко. Ученики выполняют обычное задание. Раньше о такой лаборатории учитель химии мог только мечтать. Сегодня школьники свободно ориентируются в колбах и реактивах и совершенно не боятся экспериментировать.
Не отстают по оснащению и детские сады. «Дорожка здоровья» нужна для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Интерактивный пол помогает выучить буквы, закрепить знания об окружающем мире и правила дорожного движения. А сенсорный терминал и планшеты предлагают поразмышлять. В этом садике недавно появилась мини-лаборатория. Теперь любимое занятие дошколят – ставить опыты. Например, необычным способом надувать шары.
Салехардский детский сад «Кристаллик» оснащен приборами не менее современными, но для особой категории детей – с проблемами зрения. Здесь не так давно начали собирать инклюзивные группы, в которых, кроме обычных, есть и малыши с нарушенным зрением – слепые и слабовидящие. И главное тут не современные приборы, а все те же вечные терпение и любовь.
«Пять или шесть лет я с такими детками проработала. Было тяжело, очень тяжело. Сказать, что просто, - это ничего не сказать. Но что меня порадовало, когда недавно я осматривала девочку слепую и вот общение с ней мне просто принесло удовлетворение. До того девочка светлая, до того хорошая, умничка. И думаешь – не зря потрачено время», - рассказывает Оксана Файнштейн, тифлопедагог ДОУ «Кристаллик», г. Салехард.
Для многих учебных заведений инклюзивные классы пока в новинку. А для кого-то это стало особым опытом. Преподаватель русского языка из Салехарда Светлана Лященко уверена, что понимать и принимать людей разными нужно учиться с самого детства.
«У меня, например, мой ребенок собственный, он был у меня инвалид детства по сердцу. И он закончил эту школу. Учился в обычном классе. Он был вместе со всеми. Он не чувствовал себя особым. Это мнение в обществе, что такие люди, не похожие на нас и не должны быть с нами. Ну не похожи, но должны быть с нами. И дети с детства должны понимать, что есть человек с такими способностями, а есть с такими», - считает Светлана Лященко, учитель русского языка и литературы, СОШ №4, г. Салехард.
Введение инклюзивного образования и поддержка коррекционных учреждений - одна из приоритетных программ федерального министерства. Как и активное развитие в школе инженерных наук. И единый госэкзамен, возможно, снова претерпит изменения. «Российская газета» приводит слова нового министра образования Ольги Васильевой на встрече с финалистами конкурса «Учитель года России».
«ЕГЭ будет совершенствоваться, сочинение через два года станет иметь тот классический вид, какой оно имело всегда. В школах по окончании появится оценка по всем предметам. Я считаю, что социально значимые вузы должны иметь письменный экзамен. Сейчас у нас весь первый семестр идет доучивание по разным программам школы», - заявила Ольга Васильева.
Система школьного и высшего образования в последние годы кроилась и перекраивалась почти непрерывно. Но в праздник не принято копаться в старых проблемах и тревожиться о новых реформах.
Учителя, что бы не придумывали в министерствах, просто делают свою главную работу. Хороший педагог независимо от смены стандартов научит своего воспитанника самому важному - не просто знать предмет, но и думать самостоятельно.
«Идеальный учитель в первую очередь - это лидер. Потому что учитель не только должен знать свою область, а это тот человек, который ведет за собой учеников, нас. И это очень человечная должна быть личность. Потому что учитель - это тот, кто воспитывает», - сказал Игорь Бойко, ученик 11 класса СОШ №4, г. Салехард.
Игорь уверен, что учителя – это особая порода людей. Сам бы он такую судьбу выбрать не отважился. Но уроки литературы вдохновили его на собственное творчество. Вот это, пожалуй, и есть настоящая оценка работы учителя, который сумел увидеть и поддержать юный талант.