Главная тема недели: ученые со всего мира в Салехарде обсудили проблемы деградации вечной мерзлоты

Глобальное потепление. Хорошо это или плохо, и что на этот счет думают учение — читайте на vesti-yamal.ru

Вечная мерзлота и ее деградация стала главной темой уходящей недели. В Салехарде прошла научная конференция, посвященная изменениям криосферы и геотехнической безопасности сооружений в Арктике. В работу включились 167 ученых со всего мира. Прозвучало много идей, точек зрения и предложений.

О принципе работы охлаждающих устройств под салехардскими домами рассказывает сотрудник научного центра изучения Арктики. Здесь у исследователей другие интересы - под этим зданием, в Салехарде пробурены скважины, в которых датчики измеряют температуру грунта и вечной мерзлоты.

Информация синхронизируется с данными метеостанции и каждые 12 часов передается на сервер. Наблюдения начали 2 года назад.

«В середине лета, здесь опускается до минус пяти, примерно. То есть, мерзлота здесь достаточно стабильная, по крайней мере, исходя из температуры. Здесь пока еще хорошо работают охлаждающие устройства, хорошо подполья содержатся», - рассказал Александр Шеин, ведущий научный сотрудник сектора криосферы ГКУ «Научный центр изучения Арктики».

Изучение вечной мерзлоты российские ученые ведут «в полях» более 40 лет. Климат меняется, грунты растепляются. Мы живем в переходный период - криолитозона оттаивает и промерзает обратно.

Тенденция к увеличению или сокращению, зависит от погоды - теплая снежная зима и дождливое лето способствуют оттайке. Несколько морозных малоснежных сезонов, наоборот, укрепляют почву. Но глобальное потепление - неоспоримый факт, уверены исследователи.

Размягченный грунт особенно опасен для строительных объектов. Чтобы избежать беды, которую оно несет, нужны большие денежные вложения и действия.

«Вот Норильск - авария в Норильске - это только первая ласточка. Все будет падать, грунт растепляется. Вот бытовое - вот мерзлый грунт, вот глина. Ударьте ногой по мерзлому, так нога отвалится, но ведь при оттаивании превращается в грязь, и эта грязь будет под всеми объектами. Это надо спасать эти все объекты», - сказал Игорь Сахаров, профессор кафедры геотехники Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Хотя есть и полярное мнение - потепление - это хорошо. В северных широтах жить становится комфортнее, а проблемы обрушения зданий возникают из-за их неправильной эксплуатации человеком.

«Изменения климата идут, но кто сказал, что это плохо. Основная беда - это мы сами, человек. Если мы не будем лить кипяток под здания, то мерзлотный режим, он наоборот, еще усиливается. Даже несмотря на климатические изменения, все равно центр Якутска, где нормально все построено, там температуры стали ниже грунтов, за счет того, что это качественная постройка», - прокомментировал Павел Заболотник, старший научный сотрудник института мерзлотоведения им. П. И.Мельникова СО РАН, г. Якутск.

Строить качественно и надолго надо в любых обстоятельствах. Нужны передовые технологии, глубокие полевые исследования и обновление нормативной базы.

Например, методу сверхглубокого поверхностного зондирования, аналогов которому нет во всем мире, уже более 20 лет. Отечественный георадар разрабатывали для поиска воды на Марсе. И нашел свое применение в земных условиях.

Прибор уже использовали на Ямале. Сканировали почву там, где скоро появится научно-исследовательская станция «Снежинка». Но такие замеры до строительства - скорее исключение.

Нормативно никто не обязывает проводить работы георадаром перед возведением здания или прокладыванием дороги. Хотя это помогло бы избежать многих проблем.

«Надо в момент предпроектых изысканий включать исследования георадаром, потому что в предпроекте есть только бурение, а бурение производится недостаточно часто, скажем так. Можно пропустить какие-либо опасные участки, которые потом впоследствии будут портить дорогу», - отметил Федор Морозов, инженер-геофизик «ВНИИСМИ».

Дорога Салехард - Надым лишний раз подтверждает: исследовать грунты на Севере вдоль и поперек, нужно до начала строительства, и делать это не для галочки, и используя все возможные на сегодняшний день методы.

Читайте также: На дороге Надым-Салехард стартовали исследования вечной мерзлоты

В отличии от бурения зондирование более информативно. Ширина шага, а соответственно, сканируемой площади — 20 сантиметров.

Для исследования выбрали 3 участка по 300 метров каждый. Провести все замеры можно буквально за один день, и уже через 3 недели специалисты будут готовы выдать заключение - что же находится под слоем асфальта на глубине 20-30 метров

Будущее и настоящее вечной мерзлоты волнуют ученых всего мира. В Казахстане, схожие с Ямалом проблемы. Холодные зимы и сезонно промерзающие и оттаивающие грунты. Даже потепление на 1-2 градуса влияет на несущие способности зданий. Наши соседи создали геоинформационную базу данных. Идею позаимствовали у японцев.

«Мы можем уже проектировать заранее свайные фундаменты, то есть оптимизировать их в зависимости от физико-технических свойств грунтов. Я думаю, что такую же геоинформационную базу данных нужно сделать и для Ямала. Создать отдел по сбору данных, которые уже имеются, потому что эти данные находятся либо в государственных организациях изыскательских, либо в частных. Поэтому здесь власть должна помочь, чтобы они были собраны в одно», - сообщил Аскар Жусупбеков, директор геотехнического института евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, г. Нур-Султан.

Наладить диалог науки и власти - самая главная цель форума. Озвученные учеными идеи найдут отражение в региональной программе, где пропишут первоочередные задачи действия на ближайшие два года, в течение которых Россия будет председательствовать в Арктическом Совете.

Ещё по теме

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика