Когда клюнет удача? Будут ли гарантии у приуральских рыбаков
До большой воды в ямальских реках еще как минимум месяц. А рыбаки уже беспокоятся. Тенденции последних лет сейчас мало кого обнадеживают. Низкая вода в водоемах, сокращение квот на белую рыбу, жесткий контроль за соблюдением рыбоохранного законодательства. Зарабатывать на жизнь промысловикам все труднее. Своими невеселыми мыслями по поводу предстоящей летней путины рыбаки Приуралья решили поделиться с начальством.
Куноватский край – заповедный, дикий и первозданный. В маленькой деревушке Самгымгорт природные богатства собирают мешками. Ленивых здесь тоже нет. Проблема в другом – рыбы много, а сдавать ее некуда. Ближайший рыбозавод Горковский - в 150 километрах, дороги нет. Вот и плавают живые деньги в реке, а люди на суше страдают с пустыми карманами. «Если реально все сделать, чтобы мне помогли: технику там, бензину – это все реально. Если реально поработать в этих наших водах – поймать эту рыбу до осени. За месяц тонн 10 я могу взять», - рассказывает рыбак Вячеслав Тояров.
Всю зиму рыбаки ловили рыбу и складировали улов в мешки. Это тот самый почти единственный раз в году – когда на берег прибывает плашкоут Горковского рыбозавода и покупает весь мерзлый лов. А дальше все. Лето. Хранить «живое богатство» негде. Год назад был холодильник, но теперь и его нет, пришел в негодность. Рыбаки просят власть помочь. «Мы сейчас ждем ответ, чтобы каждому человеку письменно отвечать, что мы можем, а что не можем обещают, потому что не выполним», - говорит заместитель главы администрации МО Шурышкарский район Сергей Петров.
Но если на юге Ямала люди «ведут борьбу с урожаем» в хорошем смысле слова, то на северо-западе - в Приуралье – рыбаки жалуются на мелководье, отсутствие рыбы и как следствие падение зарплаты на 8 тысяч рублей.
Алена Альба рыбачит всю жизнь. Женщина возмущена - еще год назад зарплата рыбака была 32 тысячи, сейчас 26. Этой зимой - едва сводила концы с концами. «Мы этих денег не получаем. Сколько выловили рыбы – столько денег. Доход – зимний лов совсем маленький. В марте месяце от 5 до 8 тысяч у моих рыбаков было», - возмущается работник Аксаровского рыбозавода Алена Альба.
Реки обмелели, белой рыбы становится все меньше, а черную принимают в среднем по 25 рублей за кг. Чтобы сохранить свою зарплату теперь придется вертеться. «Нам надо черной рыбы вылавливать от 800 до 900 тонн. Соответственно – это нереально. Выловить такое количество черной рыбы. План на этот год на 1 бударку составляет 8,5 тонн. Предупреждаю всех рыбаков. Невыполнение плана – будем принимать меры», - говорит директор аксаровского рыбопромыслового предприятия Александр Ярденко.
Понять директора можно. Предприятие работает убыточно. Невыполнение плана повлечет лишение окружных субсидий. А это львиная доля зарплаты рыбака. Слово берет Владимир Твердовский – заместитель директора департамента АПК. Он объясняет – рыбная отрасль единственная, при дефицитном бюджете, сохранившая сумму дотаций - 600 миллионов рублей. «На кг рыбы добытой – получают 42 рубля по программе Сотрудничество и 64 по субсидиям – это 108 рублей. Со стороны – это как манна небесная и плюс еще цена за которую продают», - отмечает заместитель директора департамента АПК, торговли и продовольствия ЯНАО Владимир Твердовский.
Еще один важнейший вопрос для рыбаков – это муксун. Квоту на него Аксарковскому рыбозаводу урезали с 26 до 14 тонн. Чиновник из федеральной рыбоохраны подтверждает – сейчас муксун ловить можно. Но как только объявят мораторий – муксун на борту будет означать браконьерство. На рыбаков наложат штрафы, а рыбу выпустят в Обь. Другое дело – рацион аборигенов. Коренному жителю разрешат ловить не более 5 с половиной кг муксуна для личного стола. При среднем размере и весе этой уже почти драгоценной белорыбицы не сложно подсчитать, что жителям тундры разрешено съедать полторы рыбки в год. «У нас для вылова муксуна установлена длина сети в 75 метров. Вы отработали на предприятие, получили зарплату. Хотите ловить для себя – берете свои снасти. Традиционные. Длинной не более 75 метров. Выехали на любой участок – вам ограничений нет – ни по срокам, ни по местам. И в пределах той квоты поймали. И ее использовали для потребления, ни в коем случае не для реализации», - сказал начальник федерального агентства по рыболовству нижнеобского территориального управления Андрей Рубашин.
В этом году общий план для рыбаков 9622 тонны. Это на 200 кг больше чем в прошлом году. По словам людей – путина будет сложная. Ждать ли мелководья – можно будет сказать только после ледохода. Но тенденция малой воды, обмеления рек северные территории преследует уже последние лет пять. Несмотря ни на что – план предприятиям выполнять придется. Особо трудолюбивых обещали премировать. И только жители Самгымгорта – будут продолжать ждать холодильник и ходить по берегам своих богатых уловом заводей. Жизнь рыбака как река у которой он живет, никогда не знаешь – на каком берегу лучше и где клюнет удача.