Бизнес на Ямале: как предприниматели пробивают себе дорогу
Бизнесмены Ямала осмыслили свое участие в седьмой региональной выставке, которая прошла в Новом Уренгое. В этом году туда прибыло рекордное количество предприятий разных форм и направлений.
О том, что встречи предпринимателей в таком формате нужны, лишний раз можно и не говорить. Только здесь отрезанные друг от друга расстояниями и бездорожьем бизнесмены могут не только узнать об опыте коллег, но и оценить результат. Поделиться идеями, расширить рынки сбыта. Да и просто убедиться, что на Севере есть и другие неугомонные и полные идей люди.
Когда слышишь слово «Арктика», картина перед глазами белеет, по телу пробегает холод, а разум рисует растиражированные образы: нефтяные вышки, да газовые факелы. Россияне едут на Ямал в поисках лучшей жизни. А находят суровую действительность. Дорог мало, достойного рынка потребительских услуг нет, равно как и выбора в магазинах. А жить хочется здесь и сейчас.
Инновационных омолаживающих аппаратов - всего 5 в мире. И один из них в Салехарде, спасибо гранту. Начинала Марина Барт с 3-х специалистов в штате и огромного желания делать людей красивыми. Спустя 10 лет её детищу уже тесно на 3-ех этажах. Пилинги, массажи, стрижки и маникюр - в день 180 благодарных клиентов. Небольшой провинциальный салон красоты вырос в столичный центр эстетики. Специалистов для которого предприниматель готовит уже во Франции. Сегодня штат 64 человека, треть пришлось привлекать из Екатеринбурга, Кургана, Челябинска и Тюмени. К профессионалам красоты идут не только состоятельные клиенты. За 200 рублей пенсионерам здесь сделают стрижку, маникюр или педикюр. «Основная проблема – это кадры. Специалисты. Почему? Потому что, я считаю, что жители Севера должны получать достойную процедуру, достойные услуги», - сказала директор косметологического центра в городе Салехард Марина Барт.
Свое дело на Крайнем Севере – и здесь вряд ли обойдется без романтиков. Новый Уренгой. Региональная выставка. Рекордное количество участников – 82 представителя ямальского бизнеса. Опытные и молодые, но единые в стремлении создать для своих неизбалованных земляков что-то новое. Борислав Синицкий из Яр-Сале представил на большом форуме свои фантазии на тему практичных сувениров. «К примеру, магнитик со спичками, на котором написано «Ямал». У нас в Яр-Сале сгорела подстанция, также бывает иногда выключают свет с ремонтными работами. У многих есть фонарики. Но они не всегда под рукой. А хотят, чтобы всегда что-то было рядом. Вот мы и сделали такие спички», - рассказывает предприниматель Ямальского района Борислав Синицкий.
Фермер из Ноябрьска доказывает - ямальские кролики – «это все тот же ценный мех, и 3-4 килограмма диетического, легкоусвояемого мяса». Местного. Не привозного. Рядом клокочут куропатки, здесь же важно расхаживает петух.
К стенду предпринимателей поселка Уренгой посетителей и участников приводил аромат. Свежая сдоба – караваи и пироги. По вкусу покупателям этой пекарни приходятся и креативные идеи хозяйки. «Ко дню светлой Пасхи у нас родилась идея – Коржик пасхальный. Казалось бы, что может конкурировать с куличем? – Корж пасхальный! Он у нас конкурирует. Берут кулич и корж детишкам. Хотим выйти на рынок Нового Уренгоя, очень хотим, потому что считаем, что у нас неплохая выпечка», - делится предприниматель из Нового Уренгоя Ирина Лескова.
За последние десятилетия малый и средний бизнес стал весомой составляющей экономики региона. Сейчас у Ямала появляются свои, ни на кого не похожие бренды. В Тазовском варят собственное пиво, а в Новом Уренгое - из обычного северного песка делают инновационную плитку. Она не впитывает влагу, а значит и не скользит. В нашем регионе покупают ее не очень охотно, а вот Казань, Сургут и Екатеринбург везут плитку фурами. Им так дешевле. Многочисленные автоколонны с Севера уходят абсолютно пустыми. Хозяин производства уверен – пора менять ориентиры. Не завозить товары в регион, а вывозить.
Губкинский и его знаменитая молочка: цены доступные, но большая часть расходов производства - импортная упаковка. Ее цена скачет сейчас вместе с курсом доллара. Запуск второй смены производства пришлось отложить - предложение опередило спрос. «Мы также делаем фасовку круп, кукурузные палочки, замороженная клюква, Всего не перечислить - это где-то 70 наименований», - отметила начальник торгового отдела Губкинского молокозавода Елена Золина.
Вот так незаметно – русская вахта «Ямал» превратилась в дом для полумиллиона людей. И 80 тысяч рабочих мест держатся здесь именно на бизнесменах – средних и малых. За последние 3 года инвестиции в предпринимательский сектор составили почти миллиард рублей. Проблемы у предпринимателей есть в каждом регионе. Но речь о полуострове. Бездорожном, холодном и малонаселенном. Проходящий форум стал надеждой для каждого участника. Их увидели, а может и услышали.
Чтобы продержаться на плаву в непростое время, Марина Барт расширяет ассортимент услуг. Взяла кредит в несколько миллионов. Деньги пойдут на модернизацию аппаратуры и диагностику и лечение волос. Клиенты давно просили. Теперь уповает на грант. Впрочем, на предпринимательском форуме она нашла партнеров. Один может в поле и воин, но вместе – они все равно сила. Единая цель, партнерство и поддержка властей – вот «три кита» на которых можно твердо стоять бизнесмену. И только тогда маленький бизнес может превратиться в большой.