Безопасность Арктики – главная тема Международной конференции
Встреча под эгидой Совета безопасности России прошла в соседнем с нами округе. Принимал высоких гостей Нарьян-Мар. Одними докладами собравшиеся не ограничились.
То, что российский Север в надежных руках, постарались совместно продемонстрировать сразу промышленные компании и государственные ведомства.
Суровая, неосвоенная, и все более интригующая. Арктика - ледяная шапка планеты, снова в центре мирового внимания. Готова ли она делиться своими потаенными богатствами? Зависит от того, как отнесется к природе человек. Неприступная и холодная территория на самом деле – очень хрупка. Вердикт климатологов: арктической экосистеме уже сегодня становится жарко. «Это общеизвестно – и уменьшение поверхности льдов в Северном ледовитом океане. На 14 процентов за десятилетие. И повышение температуры вечной мерзлоты», - отметил советник президента по вопросам климата в РФ Александр Бердицкий.
Изменения климата – доказанный факт. Наша задача сегодня – к ним приспособиться, не усугубляя. Среди участников большого совета случайных людей нет. Собравшиеся прекрасно понимают: чем выше мировой интерес к подледным сокровищам, тем бдительнее нужно быть в вопросах безопасности природы и человека. «То, что касается возможных преступлений или условий, которые формируют эти преступления, но это существует не только в Арктике, и те ведомства, которые должны обеспечивать безопасность, в том числе общественную безопасность, они имеют соответствующие поручения и эффективно работают», - сказал секретарь Совета безопасности а РФ Николай Патрушев.
Насколько эффективно – гости увидели своими глазами. С уникальной морской ледостойкой платформы «Приразломная» они наблюдали, как ликвидируется серьезная авария в Печорском море. По легенде поисково-спасательных учений, при отходе от платформы танкер «Михаил Ульянов» сталкивается с судном обеспечения «Сатурн». Танкер получил пробоину, есть пострадавшие. В море разлилось более тысячи тонн нефти. На борту судна – пожар. Спасатели и техника срабатывают слаженно и оперативно. 7 самолетов и вертолетов, 9 кораблей и катеров, около 500 человек личного состава успешно справляются с заданием.
Сценарии для таких учений пишет сама жизнь. Возможные разливы нефти – колоссальная угроза для Арктики, ее экологии и биоресурсов. И отрабатывать навыки быстрого реагирования на шельфе важно не только летом, но и зимой. Докладчики сходятся во мнении – Россия должна стать инициатором подобных учений уже в этом году. Еще один вектор встречи – развитие Северного морского пути. Неплохо заработать на нем могут даже страны, не заинтересованные в добыче углеводородов. Например, Сингапур. «Сингапур – это нация мореходов. Наша страна имеет огромный опыт в области кораблестроения, в том числе и ледоколов. Мы много лет строим порты и буровые платформы. Сингапур готов делиться знаниями и может внести свой вклад в развитие северного флота», - отметил посол Сингапура Лим Кхенг Хуа.
Отдельной темой конференции стало качество жизни северного населения. Особое внимание – аборигенным народам. Они – исконные жители 28-ми российских регионов. Большинству еще удается сохранить традиционный уклад жизни. На фоне грядущего промышленного бума самобытность коренных народов нуждается в защите государства.
Ямал готов поделиться имеющимся опытом. Оленеводство и рыболовство важно поддержать, а не содержать. «Мы стараемся, конечно, уйти от простых денежных дотаций, мы даем человеку удочку, создаем рабочие места. Есть бригады, которые очень хорошо за сезон зарабатывают рыбодобычей. И не обязательно это какая-то очень благородная рыба. Мы покупаем, дотируем, перерабатываем», - сказал губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.
Федеральные чиновники в своих докладах озвучивали темы, актуальные и для Ямала, и для всей российской Арктики. Территория просто не сможет полноценно развиваться без качественной связи. Прогресс обещает прийти к 2019 году. К этому времени, по заверениям Минкомсвязи, высокоскоростной интернет появится во всех северных поселениях страны, где число жителей достигает 200.