Первая мировая – 100 лет забытой войне
100 лет назад в мире закончился мир. В июле 1914 -го началась Первая мировая война. 38 стран из существовавших тогда 59 –ти были вовлечены в военные действия. Среди них была и Российская империя.
Над истинными причинами - историки спорят и поныне. Зато итоги очевидны: прекратили существование четыре империи – Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская. На переосмысление, воскрешение памяти и восстановление исторической справедливости нашему Отечеству понадобилось целое столетие. О ней старались не вспоминать, поэтому так мало свидетельств дошло до наших дней.
Память о той войне для Алексея Короткова - подлинный винтовочный штык, колющее оружие германской армии. А вот этот палаш – отчего-то с японскими клеймами. Истории о том, как оружие начала прошлого века попало ему в руки, больше смахивают на байки.
«Один из штыков я просто увидел у колхозника, он с «Газели» с подкрылков грязь счищает штыком, Я то понимаю, что это такое. Подошел к нему и говорю - что это у тебя. Он говорит - не знаю, ножик какой-то валялся у дедушки в сарае. Я говорю давай поменяемся - я тебе охотничий нож новый – он говорит давай, конечно. А это оказался австро- венгерский унтер – офицерский палаш», - рассказывает военный историк и коллекционер оружия Алексей Коротков.
Одно дело - научные исследования, художественные полотна и литературные образы. Другое – житейская правда, сохраненная потомками тех, кто воевал на самом деле. Нам с детства рассказывали, как Великая Отечественная опалила каждую семью СССР. И почти ничего о том, что до нее была еще одна, она называлась Первой мировой. О забытой войне вспомнили 100 лет спустя.
Все мужчины его рода воевали во всех войнах, случившихся на их веку. Русско-японская, финская, Вторая мировая. А эта фотография из семейного архива дает Андрею Дробинину право считать себя потомком героя Первой. Его прадед вместе с родным братом воевали в Закарпатье. Оба на этом единственном уцелевшем снимке. Всеобщая мобилизация в Российской империи коснулась тогда даже глухих таежных деревень. «Прадеда звали Фома Федотович Бердюгин. Это алтайские старообрядцы - кержаки, он после войны вернулся, кстати, ранения он не получил. Он дожил до 52 года, умер при Советской власти уже», - рассказывает правнук участника Первой мировой войны Андрей Дробинин.
Унтер – офицер с георгиевским крестом на груди и рядовой солдат. Чьей рукой сделана памятная надпись – теперь уже не узнать. Все затерялось бы во времени, если бы правнук не взялся составить свое генеалогическое древо. Николая Вилля это занятие довело до Аргентины. Он ищет следы прадеда, офицера царской армии Евгения Белова. «После окончания школы прапорщиков он участвовал в Первой мировой войне. Прапорщик в царской армии, насколько помню, это младший офицерский чин, то есть он дослужился до старших офицерских чинов. После революции 17-го года ему пришлось эмигрировать, сначала в Европу, а последнее пристанище – это была Аргентина», - рассказал правнук участника Первой мировой войны Николай Вилль
Серебряный значок выпускника школы прапорщиков - семейная реликвия. Где воевал прадед - на полях Галиции, во Франции, в составе Русского экспедиционного корпуса? А быть может среди героев знаменитого Брусиловского прорыва? Не знаем, забылось, сто лет - не шутки. Но все мы живем сегодня на свете только потому, что эту возможность нам подарили поколения наших предков. Среди них – наши земляки и соотечественники, и вернувшиеся, и навсегда оставшиеся на Первой мировой. «Есть один ямалец, который был участником первой мировой войны, который работал здесь на Ямале у нас. Это один из самых первых прокуроров автономного округа – Фофанов Африкан Семёнович. Он был участником Первой мировой войны, воевал в составе 1698 Аравайского полка – тоже Закрапатье, попал в плен, в Австро – Венгрии был в плену. А оттуда был возвращен перед самой революцией уже», - рассказывает рассказывает правнук участника Первой мировой войны Андрей Дробинин.
И снова никаких подробностей. О Первой мировой советские историки вспоминали только в связи с ролью большевиков в развале царской армии. Россия войну проиграла, и Троцкий подписал позорный Брестский мир с уже бессильной Германией. А потом были Гражданская и Великая Отечественная, и по количеству жертв обе они далеко превзошли трагедию начала 20-го века. И почти век никто на Ямале не вспоминал об истории Обдорского полка, укомплектованного по большей части сибирскими казаками. Он воевал на северном фронте в Латвии. Известно, что в первых же боях потери казаков составили около двух тысяч человек. «Есть в Риге музей Первой мировой. И там есть материалы о нашем Обдорском полку. На сегодняшний день, мы не знаем, где он был сформирован: здесь или в Тобольске, в Тюмени. Они занимались разведкой и строительством оборонительных сооружений», - рассказал внук участника Первой мировой войны Пётр Бобриков.
Сибирский казак Пётр Бобрик - тоже потомок героев Первой мировой. Но в этот день он пришел в храм помолиться за всех известных и безымянных героев, павших за Отечество. Они воевали не ради войны. Они спасали мир, в котором все мы сегодня живем.