Аборигены Ямала: глобализация
О генофонде ямальских аборигенов лучше них самих знают новосибирские учёные. Уже 20 лет Институт цитологии и генетики по заказу округа изучает его. Особенно пристально у ханты и коми- зырян Шурышкарского и Приуральского районов. У коренных северян набор генетических характеристик уникален. Ведь его тысячелетиями селекционировала сама матушка- природа.
«Кровь более разжиженная. У них маленькая предрасположенность к инфарктам, инсультам тромбозного типа, плюс тип питания белково- липидный, кровь сгущается и нужны механизмы, и они были в процессе эволюции созданы. Потом, особенность генофонда в устойчивости к бактериальным инфекциям»,- говорит к.б.н. Института цитологии и генетики РАН, г. Новосибирск Людмила Осипова.
А вот к вирусным, увы, нет. Когда врага знаешь в лицо, и живётся спокойнее. На конференции как раз-таки ищут рецепты против вредоносных болячек глобализации. И зачастую приходится сталкиваться с парадоксами. Повышение качества жизни, как результата урбанизации кочевников, приводит к снижению рождаемости. У поселковых женщин, детей, как правило, меньше. Государственные демографические программы подоспели во время.
«В п.Тазовсикй уже разговаривали с учителями, что такая мощная рождаемость пошла, что теперь нужно строить новые школы и ещё новые школы, в расчёте на молодое население»,- отмечает Людмила Осипова.
Близкое соседство с пришлым населением, тоже не в пользу чистоты генофонда. Особенно заметны процессы митисации у селькупов. Об угрозе вредных привычек- наркомании, алкоголизме докладывали надымские исследователи. На основании двух экспедиций в Тазовской тундре- вычислены любопытные цифры. Разница между тем, сколько человек планирует выпить и сколько потребил зависит от напитка. Водки на грудь принимается в 4 раза больше, пива в полтора, а вот вино, наоборот ещё и остаётся. А вообще, современные аборигены уже больше доверяют научной медицине, нежели народным знахарям.
По словам к.б.н научного центра изучения Арктики , города Надым: «Подавляющее большинство коренного населения, как основной резерв, как основную заботу о своём здоровье они ждут со стороны властей».
Во многом поэтому в тундре почти не осталось ни одной повивальной бабки. Немногие женщины, даже если бы разрешили, решаться рожать у себя в чуме. Инстинкт самосохранения рода- уже не во власти сакральных суеверий. Толчком к переменам выступает, прежде всего, образование. Оно отдаляет от традиционного образа жизни. У того, кто больше увидел и познал, и запросы иные.
«Допустим, она думает отдавать своих дочерей учиться, продолжать учёбу после школы или остаться в тундре. И чаще мои информантки высказывались,что они уже не желают такой жизни, как у них, связанной с тяжёлым физическим трудом»,- объясняет аспирант научного центра изучения Арктики города Салехард Стэлла Сэрпиво.
Роль хранительницы очага- уже мечта далеко не каждой чум- хозяйки. И это уже к вопросу изменения социально-экономической роли женщины. В один узел завязано всё — образ жизни, её качество, рождаемость, здоровье физическое и духовное.Медицина и здоровье. Это лишь малая часть айсберга глобализации. Что она несёт, благо или вред. Заход на проблему должен быть всесторонним. Экология, экономика, психология и наконец, духовная культура.