Ученые всего мира съехались в Салехард на штурм арктических проблем

Сегодня одна из острых проблем для Арктики – это новые инфекционные заболевания. Совершенно нехарактерные для северных широт. Потепление очень привлекательно для малярийных комаров и энцефалитных клещей, отмечают ученые. Их прогноз не утешителен – активность клещей будет только расти.

Вместе с потеплением пришла ещё одна проблема – большое количество скотомогильников в Арктике. Раньше, к примеру, оленей хоронили в снегу, теперь, когда льды начали таять, неприглядная картина обнажилась. По мнению ученых, трупный яд может отравлять воздух и повлечь за собой вирусы. Над всеми этими вопросами ещё предстоит подумать, а итоги закрепить законодательно.

Правовое регулирование окружающей среды в Арктике вынесли отдельной темой. Пробелов в этой сфере тоже не мало. К примеру, потепление повлекло за собой миграцию рыбы не только в соседний регион, но и по странам. Встает вопрос о контроле рыболовства. Или еще, о навигации. Северный морской путь сейчас кратчайший для грузоперевозок Азии и Европы. И хотя Арктика, по утверждению участников форума, общая – границы свои бережет каждая страна.

«Необходимо учитывать, что все суда имеют право проходить по талым водам Арктики, даже через территорию государств. В то же время это может нарушить внутренний порядок государства. Необходимо создать регулирующую связку государств в навигации через границы»,- отмечает доцент международного права, директор Института изучения экологических проблем и прав малочисленных народов Тимо Койвурова.

Тема правового регулирования в Арктике не на шутку пробудила зал. Докладчикам сыпались вопрос за вопросом. Чукотку волновали нарушения прав чукчей при разработках арктического шельфа, приезжие юристы предлагали создать единую конвенцию арктических отношений, а ученые – экологи разводили руками – Арктику изучаем всем миром, а единой базы результатов исследований нет.

«Нужен нормальный доступ к той информации, которая накапливается по Арктике. Это тоже должно регулироваться,- убежден представитель Российской академии наук Аркадий Тишков.- Нельзя же накапливать – накапливать информацию и прятать её по «национальным карманам». Это же Арктика!».

На эти и другие вопросы у участников остался всего один день – день на то, чтобы открыть ворота в Арктику.

«По прогнозу Министерства транспорта, уже к 2020 году объем грузоперевозок по Северному морскому пути может достигнуть 30 миллионов тонн»,- сообщил посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации Антон Васильев.

Российский посол по посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации отметил – делить в Арктике нечего! Все ресурсы уже поделены между арктическими регионами. Что же касается правил игры использования Северного морского пути – то их будет устанавливать Россия, с учетом международных норм.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика