Ямал подтаивает изнутри. В округе появилась мониторинговая площадка по изучению вечной мерзлоты

За научным урожаем отправились в поля специалисты Центра изучения Арктики. Между городом Лабытнанги и поселком Харп они заложили мониторинговую площадку, где будут наблюдать за поведением вечной мерзлоты. А она в последнее время довольно капризна. О глобальных процессах ученые пока не говорят. Но так называемое протаивание почвы идет все интенсивнее. Это заметно и без высоких технологий, простой дедовский метод – наощупь, показывает, по сравнению с прошлым годом, что мерзлота протаяла на 10 сантиметров больше, чем это грозит. Какую пользу фундаментальной науке может принести ямальский полигон?

Без болотников здесь делать нечего. Сезон оттаивания вечной мерзлоты на самом пике. В сентябре температура воздуха переходит через ноль, и сезонный талый слой именно сейчас имеет самые максимальные значения.

Как пользоваться мерзлотным щупом, нам объясняют очень доступным языком. Сам этот метод, хоть и старый, но самый простой и верный. Длина стального копья - от 1,70 до 2 метров. Через каждые 10 сантиметров надсечки для удобства измерения. Дно в этом месте коварное: щуп может наткнуться на что-то твердое, но это не обязательно будет ледовый панцирь земли, в окрестностях Полярного Урала внизу много гальки.

Экспедиция коротка – всего два дня, но не разовая. Научный Центр изучения Арктики между городом Лабытнанги и поселком Харп заложили мониторинговую площадку по изучению вечной мерзлоты, где планируется вести многолетние исследования талого сезонного слоя. «Большие запасы, в частности, разных ресурсов газовых, нефтяных - они все находятся именно в пределах распространения вечной мерзлоты. Поэтому нужно знать и понимать: что и где мы копаем», - констатирует Борис Петров, студент географического факультета кафедры мерзлотоведения МГУ.

Для объективности полученных данных, изыскания ведут сразу тремя методами: мерзлотным щупом, электротомографом и георадаром. Последний позволяет прямо в режиме онлайн заглянуть в то, что под ногами. «Он отражается от границы вечной мерзлоты, и мы сможем по времени этого отражения узнать, на какой она глубине», - объясняет Ярослав Камнев, научный сотрудник Научного центра изучения Арктики Ярослав Камнев.

Проблемы глобального потепления и таяния вечной мерзлоты поднимались две недели назад учеными ведущих институтов страны на встрече с главой региона. Как объяснил тогда академик РАН Владимир Мельников, похолодание неизбежно, но пока наша планета застряла в “жарком периоде”. За последние 30-40 лет климат действительно заметно потеплел, но явление нельзя назвать глобальным изменением, поскольку в геологической истории Земли потепление сменялось похолоданием неоднократно, и следующий малый ледниковый период неизбежен. Интересно, что в южном полушарии потепление сказывается меньше, чем на северном. Например, на Ямале в этом году глубина сезонного протаивания вечной мерзлоты оказалась на 10 сантиметров больше, чем в прошлом. А среднегодовая температура на земном шаре впервые стала положительной. «До 1976 – 1985 года были изредка положительные температуры на земле, а в основном отрицательные. 2014 год стал рекордсменом по среднегодовой температуре на земле. 2015 год превысил этот рекорд, и первые полгода этого года уже тоже рекордсмены. То есть такой жар на земле давно не ощущался», - поясняет академик РАН, директор Института криосферы земли Сибирского отделения РАН города Тюмень Владимир Мельников.

Ямальский грунт к этим явлениям очень чувствителен. Вслед за протаиванием начинаются процессы термической эрозии, которые приводят к образованию оврагов, появлению новых озер, и в целом, к изменению тундрового ландшафта. Идет и таяние берегов, из-за чего от 10 до 20 метров суши теряется каждый год. О том, что климат на Земле цикличен подтверждают и дендрохонологические исследования, благодаря которым ученые могут судить о средней температуре на южном Ямале за последние 7 тысяч лет. «Единственные отличия последнего цикла - беспрецедентный темп увеличения, а пока мы не вышли за существующую амплитуду 7 тысяч лет назад. Кедр проник на 100 километров по островам на север, насекомые бариальные виды проникают уже на Ямал, белка на Ямале, рябчик на Соби – то, чего не было раньше», - говорит Владимир Богданов, доктор биологических наук, директор Института экологии растений и животных города Екатеринбург.

Опять же по данным РАН, на севере Ямала несущая способность грунтов снизилась на 10%, а в районе Салехарда уже на 30%. И поэтому те сооружения, которые строились без учета снижения несущей способности и были построены в холодный цикл требуют непрерывного контроля. С проблемой разрушения зданий уже столкнулись в Норильске и Якутске. Очевидно, недооценивая фундаментальные исследования науки, можно нарваться на большую беду.

Потепление мерзлых пород идет не без помощи антропогенного фактора – рост количества городского транспорта, плотности населения, разрастание инженерно-коммунальных инфраструктур. Мониторинговую площадку в Приуралье планируют зарегистрировать в международной сети CALM, в которой уже работают ученые мира, на территориях, где есть вечные мерзлые грунты и породы. Таким образом фундаментальные исследования ямальской науки станут открыты для мира, и принесут практическую пользу нашему региону.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика