Панты есть, а от денег пока только тень. Как обстоит ситуация с рынком, за которым нет контроля?

Продолжается активное обсуждение регулирования поголовья оленей на Ямале. Общественность ищет точки корректного объединения традиций и законов, эксперты рычаги экономического стимулирования. Дополнительно к мясу олень является поставщиком целого списка полезных продуктов. Один из них панты. Насколько эффективно и с пользой сегодня это используется в интересах округа и непосредственно оленеводов? И как рынок пантов влияет на количество оленей?

В разгар дискуссии вокруг проекта дорожной карты – вопрос и о рынке пантов. Что это? Объективный аргумент в пользу сокращения или существенный фактор торможения?

Для сравнения рынок оленьего мяса со всеми дотациями составил только 1 миллиарда рублей. Таким образом панты по своему объему сбыта превышают заготовку мяса северного оленя. При этом учтен только официальный оборот - не более 15 процентов всего рынка. Это те предприятия, которые платят налоги, получают ветеринарные свидетельства и официально поставляют эту продукцию на экспорт в третьи страны. Самый большой экспорт в Китай и Корею. 60 процентов - это панты нашего северного оленя и 40 процентов - это красный олень из Новой Зеландии. И наши экспортеры работают не на прямую, а через посредников. Через Сингапур и Гонконг. И даже при этом получают прибыль примерно 28 миллионов долларов США.

Очевидно, что при такой высокой ликвидности сырья идти на преднамеренную потерю хороших доходов, сокращая поголовье – процесс противоречащий законам развития рынка. Но сами оленеводы понимают, что в состоявшемся на неофициальном рынке архаичном принципе товаро – денежных отношений «сырьё – наличные деньги» есть, что-то сомнительное, и на диалог по теме пантов идут неохотно.

- Нет. Мы пантами не занимаемся. Мы получаем доход от сдачи мяса агропромышленному комплексу ЯНАО. То, что нам надо - мы летом немножко пилим.

- Это какой доход в процентном отношении от мяса?

- От мяса 10 всего процентов. Мясо забивать выгодней, - пояснил Альберт Сэрэтэтто, руководитель ТСО КМНС «Я-РЕВ», Ямальский район.

«Мы сейчас, в основном, вынуждены продавать панты – это, как бы, дополнительный источник дохода, но основной расчет идет на мясо. Каждый год панты сдавать рискованно, ведь с оленем может что-то с ним случиться. Поэтому, стараются сильно не рисковать оленями», - сказал Николай Лаптандер, руководитель общины «Пэ-тер», Приуральский район.

В проекте дорожной карты в части пантов предусматривается строительство на территории комплекса по переработке этого ценного сырья. Оператором в реализации задумки планируется «Ямал Агрохолдинг», который еще только надо будет создать. Существенный аргумент в пользу вывода этого рынка из тени – принятие федерального закона о сертификации этой продукции. Например, мясо северного оленя сертифицировано сейчас по нормам ЕС и поставляется в страны европейского сообщества. По рынку пантов пока этого нет.

«Мы прекрасно понимаем, что оленья кровь имеет стоимость, оленьи панты имеют стоимость, но они будут иметь хорошую стоимость только тогда, когда они будут стопроцентно безопасны, когда все олени будут пролечены, привиты, когда будут сделаны паспорта на каждого оленя, в каждой семье, в каждой бригаде. Вот тогда - это будет уже безопасный продукт, и он будет рыночно очень востребован», - считает Григорий Ледков, депутат Государственной Думы Российской Федерации.

Эксперты от фармацевтики предполагают, что уменьшение поголовья приведет к сокращению объема этого сырья. Сами оленеводы не исключают, что племенная и селекционная работа при умелом применении вполне смогут количество компенсировать качеством.

Решение задачи оптимизации оленьего стада пропорционально возможностям тундры и сохранению на удовлетворительном уровне потребностей человека – формула с большим количеством неизвестных. Простая арифметика механически на реальную жизнь в тундре не укладывается. Но при большом количестве субъективных переменных, игнорирование объективных аргументов может привести к заведомо не верному решению. Неправильные ответы останутся в протоколах, а жизнь так и продолжится своим чередом.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика