USD
61.26
-1.27
EUR
72.24
-1.09
НЕФТЬ
75.36
+2.75%
Вести Ямал
19 марта 2017 |

Нужен ли Северу водный транспорт и где взять деньги на развитие судоходства?

×

×

Протяженность внутренних водных путей только на юге Тюменской области - более полутора тысяч километров. Они всегда были, и сегодня способны стать прекрасной альтернативой автомобильным и железным дорогам. Однако сейчас  по воде доставляется лишь полтора процента всех  грузов. Пассажирские перевозки этим видом транспорта в России за последние 30 лет сократились в 8 раз. Эти цифры и острая необходимость обеспечения   стратегических проектов,  развернутых на ямальском Севере, заставили тюменских депутатов собрать за одним столом всех, от кого зависит сегодня жизнеспособность  отрасли.

За шокирующими цифрами, которые прозвучали в докладе председателя комитета по экономической политике и природопользованию, проблем столько, что решить их нереально   даже за год. Если представить их в виде числителя, то  в знаменателе каждой  - острая нехватка денег. Самое крупное   речное пароходство на территории Сибири эксплуатирует сегодня лишь половину своего флота. Причина проста - и ремонт и, тем более, строительство новых судов, без бюджетной поддержки  ему уже не по карману.

«Построить новый корабль сегодня стоит бешеных денег – от  ста миллионов и выше. Мы ежегодно вкладываем более 400 миллионов в обновление флота - это 20-30 единиц. Полностью заменить днище, а это 100-1500 квадратных метров ,обойдется в 20 миллионов.  Построить такое же новое судно – 120 миллионов.  Сегодня пароходство, являясь сезонным предприятием, не готово вкладывать такие деньги, даже имея на балансе три крупных завода - В Тюмени, в Тобольске и Омске», - пояснил Леонид Томаш, исполнительный директор АО «Обь - Иртышское речное пароходство».

Что говорить об эксплуатирующем предприятии, если даже регион-донор не может сегодня осилить госзаказ на строительство рефрижераторного судна для своих рыбаков.

«Не было у меня еще такого случая, чтоб Ямал взял и прекратил выполнение госконтракта по строительству несамоходного рефрижераторного судна. Это необходимо для малочисленных народов. Мне каждый день звонит руководитель предприятия, который беспокоится о том, что рыбаки ждут его», - рассказал Николай Брагин, директор предприятия «Тюменьсудокомплект».

Стоять на стапеле и ждать лучших времен  корпус будущего судна не может, он вот-вот отправится «под нож». Точка невозврата уже пройдена.  А минувшим летом транспортная прокуратура выносит решение о необходимости обновления - и транспортных средств, представляющих опасность,  и плавучих причалов. 35 понтонов на территории обоих северных округов, поднадзорные речному регистру, должны быть  заменены уже в этом году.  Тюменские судостроители заверяют – для выполнения заказа есть все – опыт, готовые проекты, производственные мощности и желание. Осталось найти, кто оплатит заказ. Когда-то деньги  выделялись по программе «Сотрудничество». Теперь в ее списке судостроения нет. Производственники робко намекают на перераспределение бюджета

«Нас поддерживать особо - не стоит. Поддерживать строительство судов ради того, чтобы просто строить  - в этом нет смысла. Если и поддерживать, то те предприятия, которые занимаются транспортным процессом», - считает Игорь Добролюбов директор предприятия «Экспериментальная судоверфь».

О нехватке денег говорили и надзирающие органы. Единственный участник круглого стола, которому  всего  хватает – представитель системы образования. Тюменский колледж речного транспорта – одно из самых успешных учебных заведений. Его выпускники востребованы, колледж «упакован» самыми современными средствами обучения. Но и у него есть вопрос, который невозможно решить без участия законодателей. Для того, чтобы не было утечки кадров из отрасли, парламентариям  следует внести поправки в графики обучения.

«Есть вопросы, когда ребята заканчивают в конце июня месяца, а навигация началась ещё в апреле – кадры уже укомплектованы на текущую навигацию. Ребята остаются без работы, а спустя год не все возвращаются в отрасль. Идет утечка кадров», -  отмечает Тамара Шпак,  директор Тюменского колледжа водного транспорта.

Несмотря на то, что в названии круглого стола  есть не только проблемы, но и перспективы, его участники  озвучили только  проблемы. А есть ли у отрасли перспективы, они предоставили решать законодателям. Судя по всему – есть. И искать их надо за Полярным Кругом.

«Я думаю, что проект Ямал СПГ и Северный широтный ход, часть которого заключается в развитии северного морского пути, строительство порта Сабетта (уже знаменитого в мире и России),  дадут новый толчок развитию водного транспорта. Если брать акваторию реки Обь, то прицел речников идет на осуществление заказов северных округов», - сказал Александр Ширикалов, депутат Тюменской областной Думы от ЯНАО.

Это была первая встреча «речников» с законодателями нового созыва. На круглом столе в Тюмени не было принято конкретных решений, не обозначены планы совместной работы. По сути дела, новых  депутатов  знакомили  с отраслью, которая требует приоритетного внимания, поскольку  действительно важна  для экономики всего  региона. 

    выбор редакции
    вести ямал
    события недели
    вести арктики
    новости культуры
    первоисточник
    новости партнеров

    все новости

    лента новостей
    Наши проекты
    Раскадровка Игоря Корнелюка

    «Ямал. Неофициальная версия»

    Помня Игоря...

    Первоисточник 2.0









    мы в социальных сетях