Экономия при грузоперевозках, укрепление строительной отрасли, рабочие места. И это далеко не все плюсы Севширхода
На этой неделе в Москве говорили об одном из важнейших инфраструктурных проектов, который просто необходим для дальнейшего освоения Крайнего Севера. Участники заседания Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации оперировали цифрами и фактами. Существенная экономия при грузоперевозках, укрепление строительной отрасли, новые рабочие места.
В зале – знакомые всем лица. Сенатор и депутаты Госдумы от Ямала, да и окружные парламентарии не смогли пропустить это событие. Тема заседания в Совете Федерации - Северный широтный ход. Один из главных инфраструктурных проектов, который обеспечит освоение потенциала российской Арктики.
«Когда мы говорим о развитии Арктической зоны, всегда имеем в виду, что это ключевой проект, уже не с точки зрения развития транспортной системы или нефтегазового комплекса России, но и всей Арктики», - отметил Вячеслав Штыров, председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федераций Федерального Собрания РФ.
В этом эксперты не сомневались. Как и в том, что нельзя затягивать с реализацией проекта. Один только пример – его привел заместитель губернатора региона Дмитрий Артюхов. По оценкам специалистов, отсутствие нормальной транспортной схемы во второй половине прошлого века привело к удорожанию разработки крупнейших месторождений Западной Сибири на 200 миллиардов долларов в современных ценах.
По прогнозам, в ближайшие годы добыча углеводородов будет расти. А значит - потребуется новая транспортная инфраструктура. Эффект от магистрали, протяженностью 707 километров, которая свяжет Северную железную дорогу со Свердловской и обеспечит выход к Севморпути, очевиден. Хорошая логистика, снижение транспортных издержек и разгрузка Транссиба. И это еще не все плюсы.
«Для нас понятно, что это новые рабочие места. Это существенная мультипликация в строительной отрасли. Потому что все материалы отечественные. И, конечно, ключевое – это национальные интересы в Арктической зоне для страны», - подчеркнул Дмитрий Артюхов, заместитель губернатора ЯНАО.
Несмотря на сложности – а они связаны не только с климатическими условиями, но и непростой экономической ситуацией в стране – проект готов к реализации. Не без помощи инвесторов. В строительстве Северного широтного хода примут участие люди от Правительства страны, округа, РЖД и Газпрома. Цена вопроса 236 миллиардов рублей.
«Строится железная дорога непосредственно на привлеченные средства. Бюджетные средства, даже те, которые в рамках концессии, предусматриваются в виде последующей платы концедента, они направлены на оплату, софинансирование моста через Обь. А непосредственно сама железная дорога по модели является полностью окупаемой. При условии, что тарифы доступны для нефтедобытчика», - пояснил Алексей Цыденов, замеситель министра транспорта РФ.