«Культурный бизнес». Как не сидеть на шее у государства и на чем реально можно заработать сегодня?
Заняться предпринимательством - сегодня советуют всем бюджетным муниципальным учреждениям культуры. Ведь они также имеют право оказывать платные услуги. На чем сегодня зарабатывают сельские дома культуры, что реально приносит прибыль, и как поступают с доходом?
В этом здании свет гаснет поздно, да и двери порой закрываются заполночь. К музыкальным инструментам и поющим голосам привыкать не надо – тут, это самые естественные звуки. Хантыйский коллектив «Овс мув нэ» репетирует оду строганинке - любимому лакомству коренных северян.
Большая часть всего, что делают клубные работники для населения - бесплатна. Вместе с тем, все бюджетные муниципальные учреждения культуры имеют право оказывать и платные услуги. Чтобы не сидеть на шее у государства, рекомендовано заняться предпринимательством, - в том числе, и на селе. Централизованной клубной системе Приуральского района нужно постараться заработать не менее 2% от своего годового бюджета. Все заработанное распределяется по схеме 50 % - на оплату труда персонала, 25 % на укрепление материально - технической базы, и еще столько же - на развитие платных услуг.
«У нас на этот год расчет составил 1 миллион 31 тысячу – эти деньги мы должны заработать. Конечно, это очень ощутимо. Даже если 650 тысяч уйдет на оплату персонала», - говорит Елена Коваленко, директор приуральской централизованной клубной системы Приуральского района.
За прошлый год сами заработали 800 тысяч. А вот шурышкарцы «культурному бизнесу» только учатся. Раскачать речное село, где проживает меньше тысячи человек, непросто. Зато у местного клуба сегодня есть солидная по местным меркам жилплощадь: большой концертный зал со сценой.
«Для проведения юбилеев, свадеб, предоставляем помещения местным жителям. Не каждый может дома разместить 50 человек», - сказала Татьяна Кутюмина, директор сельского дома культуры села Шурышкары.
Потребности населения в Мужах давно раскусили. Тематические вечера отдыха местному народу пришлись по душе. Вход - 500 рублей за культурную программу и скромный фуршет. Такие вечеринки, кстати, пользуются популярностью у работающей молодежи и людей постарше во многих селах. Дома культуры отчасти компенсируют сельским жителям отсутствие городских удовольствий - ночных клубов и ресторанов.
«Стали пользоваться популярностью вечера отдыха. И к каждому вечеру мы находим тему - либо банная вечеринка, либо оранжевая, либо джинсовая. Девчонки стараются, чтобы привлечь население к этим вечерам», - рассказывает Александра Попова, директор центра народного творчества села Мужи.
Цены на дополнительные услуги берутся не с потолка. Каждая проходит калькуляцию: учитывается и состояние здания, и его амортизация, износ оборудования, оплата труда персонала. Конечно, бизнес в глубинке продвигается туго. И не только «культурный». Причины понятны – и денег у людей маловато, да и менталитет здесь особый.